Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Мавлина Диана Ильдаровна
студент 5 курса,
факультет психологии и педагогики, ЕИ КФУ,
РФ, г.Елабуга.
E-mail: d.mavlinaais@gmail.com
Дошкольный возраст у ребенка является наиболее благоприятным сенситивным периодом для развития у него определенных психологических качеств и видов деятельности. Ведь именно в этот период жизни ребенка и можно создать оптимальные условия для его развития, а в особенности для развития мелкой моторики и манипуляций с предметами.
Развитие психических функций, таких как речь, мышление, память, внимание стимулируются, прежде всего, развитием мелкой моторики. Уровень развития движений пальцев рук является главным показателем интеллектуальной готовности ребенка к школе. Актуальность данной работы заключается в важности необходимого развития мелкой моторики уже с раннего дошкольного детства, что позволило бы предотвратить серьезные трудности в школьном обучении. Чем раньше у ребенка начнут развивать и тренировать мелкую моторику, тем быстрее будут развиваться психические процессы. Специальные занятия не только помогут укрепить руки малыша, но и помогут ему стать более самостоятельным, уверенным в себе и окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка [2,с.16].
Мелкая моторика — это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук скоординированных движений важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно мелкой моторики включает большое количество различных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать) [1].
Исследование было проведено на базе МБДОУ — «Детский сад № 1 «Дюймовочка» и МБДОУ «Детский сад № 20 «Сказка», для выявления общего уровня развития мелкой моторики. Исследование проводилось с воспитанниками средней группы «Гномики» и «Растишка», в количестве 44 человек. Для исследования было применено методика «Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей
По полученным результатам, мы определи, что в группах, есть дети со всеми уровнями сформированности представлений. В группе «Растишка» преобладает низкий (54%) и средний (41%) уровень, а высокий лишь у не многих (5%), а в группе «Гномики», так же преобладает низкий уровень (50%), чуть меньше, средний уровень (36%) и у нескольких детей высокий уровень (14%).
Для проведения последующего, формирующего этапа исследования, средние группы «Растишка» и «Гномики» были нами поделены. Средняя группа «Гномики» была определена, как экспериментальная группа, с которой в течение года, планировалась работа по повышению уровня развития мелкой моторики посредством нетрадиционных техник рисования. Следующая группа «Растишка» была определена нами, как контрольная группа, с которой преднамеренная работа по повышению уровня мелкой моторики не подразумевалась.
Следующий этап исследования — формирующий. Цель данного этапа — повысить уровень развития мелкой моторики детей, через использования нетрадиционной техники рисования. Таким образом, этап основывается на проведении формирующего эксперимента в развитии мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста по подобранным для них техникам нетрадиционного рисования, организуемых с экспериментальной группой.
Последний этап нашего исследования — контрольный. Цель данного этапа заключается в оценке эффективности работы проведенной на формирующем этапе.
На контрольном этапе нашего исследования нами была повторно проведена методика А.В.Артемьевой «Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей
В экспериментальной группе «Растишка» значительно снизилось число детей от 12 (54%) до 4 (18%), обладающих низким уровнем развития мелкой моторики. Средний уровень выявлен также, всего у 7 (32%), хотя изначально был у 9 детей (41%). А высокий уровень значительно изменился в показателях, и был выявлен на контрольном этапе уже у 11 детей (50%), хотя на констатирующем этапе, данным уровнем обладал лишь 1 ребенок (5%). Сравнивая констатирующий и контрольный этап исследования в контрольной группе «Гномики», отмечается значительное падение низкого уровня у детей, из 11 детей (50%), на контрольном этапе, выявился низкий уровень лишь у 8 (36%). Незначительно изменился показатель среднего уровня, число детей, обладающих данным уровнем, стало 7 человек (32%), а изначально было 8 человек (36%). Изменение отмечается и на высоком уровне, показатели контрольного этапа изменились на 4 человека больше, чем на констатирующем этапе, и детей с данным уровнем стало так же как и среднем 7 человек (32%), хотя было всего 3 ребенка (14%). Тем самым, мы можем сказать, что между констатирующим и контрольным этапом есть явные различая. Положительная динамика развития мелкой моторики есть, как у экспериментальной, так и у контрольной группы, но существенные изменения мы видим в экспериментальной группе, с которой в течение года проводилась дополнительная работа по развитию мелкой моторики, посредством нетрадиционной техники рисования.
Таким образом, проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что использование нетрадиционной техники рисования оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики детей среднего дошкольного года.
Список использованной литературы