Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Лозовская Татьяна Витальевна
старший преподаватель
кафедры межкультурных коммуникаций
и международного туризма
ГГУ имени Ф. Скорины
Г. Гомель, Республика Беларусь
Вследствие возрастающего влияния образования на различные сферы жизни все более актуальной становится проблема содержания, характера и направленности ценностных ориентаций личности. Ценностные ориентации входят в ключевые компетенции, которыми должны овладеть студенты, и рассматриваются как умение видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать правильные решения. Большими возможностями для реализации этой задачи обладает иностранный язык, в самом содержании которого заложен значительный воспитательный потенциал.
Работа по развитию ценностных ориентаций в процессе обучения иностранному языку должна осуществляться по трем направлениям и включать в себя: во-первых, отбор учебного материала как модели речевого общения; во-вторых, разработку методической системы обучения на основе упражнений-заданий, побуждающих студентов выражать собственные взгляды и личностное отношение к различного рода явлениям; в-третьих, включение обучаемых в активные виды деятельности, упражняющих их в нравственных поступках.
Реализация ценностно-ориентированной направленности учебного процесса возможна, как показывает опыт, при условии соблюдения определенных требований к отбору текстового материала. Текст должен содержать значимую для студентов проблему, стимулирующую их занять определенную нравственную позицию и провоцирующую оценочную реакцию. Текст для чтения должен не только сам стать стимулом для обсуждения самых разных проблем и представлять материал для оформления собственного высказывания, но и способствовать воспитанию личности студента в целом и, в частности, развитию его эмоциональной сферы и ценностных ориентаций.
Однако даже качественно отобранные тексты не дают гарантии успеха в развитии ценностных ориентаций студентов, если отсутствует разработанная методика работы в этом направлении. Дело в том, что этот процесс имеет ряд этапов, каждому из которых соответствует определенная система упражнений-заданий. На первом этапе выполняются упражнения по выявлению уровня понимания информации, отбору фактов, выделению общей идеи, нахождению предложений, отражающих авторское мнения. Однако знания на уровне восприятия и даже понимание, как известно, не гарантируют проявления личностного отношения к ним. Необходимо осознанное понимания, которое достигается благодаря анализу знаний, что и составляет второй этап процесса развития ценностных ориентаций студентов. Обучение анализу осуществляется в процессе выполнения следующих упражнений: объяснения факта, выбор фактов для аргументации определенного тезиса, выявление причинно-следственных связей, выделение проблем, содержащихся в тексте, анализ ситуации.
Отношение человека к действительности формируется не путем внешних воздействий, а лишь посредством его вовлечения в соответствующую деятельность. Отсюда следует, что третьим этапом развития ценностных ориентаций студентов является включение их в практическую деятельность. Этому во многом способствуют задания на аргументацию суждения, доказывание тезиса, предвидение последующего события, привлечение дополнительных фактов для развития ситуации, выражение своей точки зрения. Реализации практической направленность данного процесса можно достичь при использовании новых педагогических технологий и, в частности, метода проектов, который включает студентов в реальную деятельность, развивает умения самостоятельно мыслить, решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия различных вариантов решения. Особая роль отводится дискуссионным методам, которые положены в основу таких нестандартных форм организации учебных занятий, как ролевые игры, скетчи, круглые столы, пресс-конференции.
Указанные этапы процесса развития ценностных ориентаций студентов представляют собой единое целое и не должны разделяться на отдельные звенья. Только их взаимосвязь в сочетании с правильным выбором форм и методов обучения целенаправленно влияют на внутренний мир и сознание студентов, способствуют становлению новых ценностных регуляторов, формируют взгляды и убеждения.