Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мансурова Евгения Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 3402
Показать PDF версию Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы с народной сказкой

Мансурова Евгения Сергеевна
Магистрант КГПУ им. В.П. Астафьева
E-mail: mansurova.e.s@mail.ru

Научный руководитель: Кухар Марина Алексеевна
к. филол. н., доцент кафедры педагогики детства
Россия, г. Красноярск

Развитие речи в дошкольном возрасте является важным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство — это именно тот возраст, когда происходит формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

В связи с этим понимание особенностей становления всех языковых уровней — фонетического, лексического, грамматического в тесной связи с развитием метаязыковой способности является важным в рассмотрении закономерностей овладения языком в дошкольном детстве.

С целью изучения общего речевого развития детей старшего дошкольного возраста на базе одного из детских садов г. Красноярска была проведена диагностика речевого развития по методике О.С. Ушаковой, включающая серию заданий [11].

Благодаря 1-ой серии заданий были выявлены умения детей в области словаря и грамматики, в частности, наблюдалось использование в речи детей прилагательных и глаголов, умение точно подбирать слова к речевой ситуации, понимание и употребление многозначных слов, построение предложений разных типов.

2 серия заданий была направлена на область звуковой культуры речи (дифференциация звуковых пар; изменение силы голоса, темпа речи, интонации в зависимости от содержания высказывания).

Задания 3-ей позволили изучить умения детей в области связной речи (пересказывание произведений, передача диалога действующих лиц, характеристики персонажей; составление описаний, повествований или рассуждений).

В эксперименте принимало участие 2 группы детейстаршего дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная), по 21 ребенку в каждой.

После проведения диагностики и обработки полученных сведений были получены следующие результаты:

В контрольной группе дети с высоким уровнем развития речи не выявлены, с хорошим уровнем — 90% и средним уровнем — 10%.

В экспериментальной группе высокий уровень развития речи был выявлен у 5% детей, хороший — у 76% детей, средний — у 19% детей.

Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм. К тому же, затруднения у детей вызывает правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания, а так же построение связного текста с использованием всех структурных элементов (начало, середина, конец).

Современные отечественные педагоги, опираясь на теоретические положения о природе связной речи и особенностях ее становления у детей, предлагают методы и формы работы, направленные на ее развитие. В частности, О.С. Ушакова утверждает, что «связная речь может быть сформирована на основе» 3-х составляющих педагогического процесса [9]:

1. Формирование у детей знаний о структуре текста (термины «текст» и «высказывание» используются методистами как синонимы «связной речи»): начало, середина, конец;

2. Формирование представлений об особенностях структуры в каждом типе текста (описание, повествование, рассуждение);

3. Закладывание знаний о способах и средствах связи между предложениями и структурными частями высказывания.

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет использование в работе с детьми художественной литературы и фольклорных произведений.Волшебная сказка является одним из наиболее популярных среди детей старшего дошкольного возраста жанров фольклора. Необходимо рассмотреть некоторые особенности волшебной народной сказки, позволяющие обосновать ее выбор в качестве средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Согласно теории В.Я. Проппа, народная сказка обладает рядом признаков [7]:

1. Устная ее передача (из уст в уста);

2. Развлекательная цель сказки;

3. Необычность событий (фантастических, чудесных или житейских), происходящих в сказке;

4. Вымышленность сказочных событий;

5. Специальное композиционно-стилистическое построение или поэтика сказки.

Повествовательный характер сказки, устная ее передача позволяют использовать ее в качестве образца связной повествовательной речи.

Фантастика — весьма специфический момент сказки, отличающий ее от других жанров народного творчества. В.П. Аникин об этом пишет следующее: «Нет сказки без фантастики. Сказочник допускает нарушение правдоподобия. Это смещение реального плана может быть более или менее сильным, но без него не обходится ни одна сказка, о какой бы жанровой разновидности ни шла речь» [2].

Неправдоподобие сказочного сюжета, продолжает В.П. Аникин, и ее персонажей всегда бросается в глаза, детей привлекает то, что «игра воображения в сказке не противостоит правде, только вымысел и истина вступили в союз ради какой-то важной цели. Пустая выдумка не увлекла бы никого, а сказки рассказывают издревле — их начало теряется во тьме веков». Для нас привлекательность сказки в глазах детей имеет значение, т.к. занятие по развитию речи должно быть интересным для ребенка [2].

Для работы над связной речью у детей наиболее полно отвечает требованиям именно волшебная сказка, поскольку обладает композиционно-стилистическими особенностями, отличающими ее от других жанров и способствующие развитию связной речи.

Волшебные сказки характеризуются единообразием своей композиции, можно сказать, что они однотипны по своему строению, но обладают множеством мотивов и сюжетов, следовательно, дети имеют возможность усваивать особенности построения связного, в данном случае, сказочного текста на разнообразном материале.

В.Я. Пропп отмечает функции действующих лиц, которых в волшебной сказке насчитывается более 30 (например, функция временной отлучки, парная функция — запрет и нарушение) [7].

Функции в понимании В.Я. Проппа — это действия, которые имеют значение для развития сюжета, стабильно повторяющиеся элементы волшебных сказок [7].

Рассмотрим немного подробнее, что же входит в эти этапы повествования.

Первое, это завязка. Она включает вступительную формулу (в некотором царстве, в некотором государстве), либо сразу начинается с перечисления действующих лиц (жили-были). Это начальная или вводная ситуация. Далее происходит какое-либо несчастье, заставившее героя отлучитьсяиз дома, уехать. Иногда вместо несчастья героя заставляет отлучиться из дома недостача, т.е. герою или окружающим его чего-либо недостает. Довольно часто в сказках отлучку сопровождают запреты, которые непременно нарушаютсягероем и вызывается начальная беда. Беда в дальнейшем вызовет противодействие врагам героя. При осложнении хода действия — похищение.

Новым этапом повествования в сказке будет встреча с дарителем. Чрезвычайно важна эта встреча, ибо герой получает волшебное средствоили волшебного помощника, получив которые, он достигает всех своих целей. Помощник может выступать в роли советчика.

Развязка характеризуется свершением поединка, исход которого — победа героя. Одновременно добывается или похищается предмет поиска или пленная девушка. После добычи следует, как правило, возвращение.

В некоторых случаях сюжет осложняется кем-либо или чем-либо.

Особая поэтика волшебной сказки играет важную роль в развитии связной речи. Известно, что волшебная сказка насыщена постоянными стилевыми формулами (в том числе вводными и заключительными): «...и я там был», «по усам текло, а в рот не попало», «стань передо мной, как лист перед травой».

Знакомство со структурой волшебной сказки позволяет ребенку осознать композицию текста (начало, середина, конец), его логику. Запоминание детьми стилевых формул ведет к закладыванию знаний о способах и средствах связи между предложениями и структурными частями высказывания.

Помимо этого, волшебная сказка насыщена художественными средствами. Они позволяют обогатить речь ребенка, что также способствует развитию связной описательной речи, так как связная речь — речь богатая по содержанию.

Таким образом, обладая педагогической направленностью и соответствуя возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, сказка, кроме того, является прекрасным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, благодаря особенностям своего композиционно-стилистического строя, который характеризуется однотипностью композиции разных сказок. Именно эта особенность способствует развитию у детей повествовательной речи, так как неоднократное прослушивание текста с одинаковой структурой помогает ребенку усвоить последовательность структурных компонентов текста и, опираясь на усвоенный образец, строить собственные высказывания. Усвоить последовательность структурных компонентов сказки помогают и сказочные формулы, типичные для всех волшебных сказок. Существуют формулы, указывающие на начало сказки, ее середину, конец.

Развитию повествовательного типа речи будет служить также повествовательный характер сказки и повторяемость сказочных событий в одной сказке (утроение, сюжетные ходы).

Большое количество художественно-образных средств, которыми насыщена волшебная сказка (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения) обогащает словарь ребенка, что способствует развитию описательного типа речи.

Диалоги, происходящие между главным героем сказки и другими сказочными персонажами, а также беседы педагога с детьми в ходе анализа сказки будут способствовать развитию диалогической формы речи и речи-рассуждения.

Поэтому за основу формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста, мы взяли русскую народную волшебную сказку. Работа велась по сказкам «Неосторожное слово», «Никита Кожемяка», «Кулик» в соответствии со следующей логикой:

1) обсуждение сюжета сказки, ее идеи и героев;

2) воспроизведение сказки по картинкам;

3) самостоятельное сочинение детьми сказки.

В ходе работы использовались игры из сборника О.С. Белобрыкиной [4]. Отобранные для занятий игры были разбиты на две группы. В первую вошли игры, направленные на стимулирование детей к пересказу сказок, на стремление высказаться, на формирование диалогической формы речи, во вторую — игры, помогающие усвоению последовательности структурных компонентов текста, установлению связей, логики развивающихся событий, формированию целостного восприятия сказки, более глубокому ее осмыслению, развитию описательного и повествовательного типов речи.

По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика с целью выявления результативности проделанной работы, которая показала следующие результаты:

а) В контрольной группе высокого уровня развития речи достиг 1 человек — 5% детей (0% в констатирующем эксперименте);

хороший уровень выявлен у 20 человек — 95% детей (90% в констатирующем эксперименте).

Со средним уровнем развития связной речи детей не выявлено (10% в констатирующем эксперименте).

б) Экспериментальная группа:

высокий уровень выявлен у 4 человек — 19% детей (5% в констатирующем эксперименте);

хороший уровень — у 17 человек — 81% (76% в констатирующем эксперименте).

Со средним уровнем развития связной речи детей не выявлено (19% в констатирующем эксперименте).

Речь детей приобрела более логичный характер. Это проявляется не только в разнообраз­ном употреблении производных слов, но и в осознанном от­боре нужной словообразовательной модели в момент речи. Остановки (паузы) перед производными словами дают осно­вание предполагать, что в этот момент как раз и происходит выбор словообразовательной модели. Дети отвечают самостоятельно, эмоционально, выразительно, грамматически правильно, ответы сопровождают движением рук, но встречаются повторы, незначительные заминки. Уменьшилось число используемых уменьшительно-ласкательных производных слов (дядя, мама и т. п.), вместо которых употреблялись производные, точно обозначающие действующих лиц (огородник, садовник и т. п.). Наблюдение за по­ведением детей показало, что отобранный материал хорошо усваивается детьми.

Итоги контрольного эксперимента показали, что работа с детьми экспериментальной группы по освоению композиции народной волшебной сказки способствовала развитию их связной речи. Показательно то, что изначально экспериментальная группа в плане развития связной речи была несколько слабее контрольной.

Таким образом, использование особенностей народной волшебной сказки, а также применение в ходе работы со сказкой различных видов словесных игр-упражнений помогло сделать работу более насыщенной и разнообразной, повысило уровень познавательной активности детей, способствовало совершенствованию связной речи детей.

Список используемой литературы:

  1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. — М.: «Детская литература», 1988.
  2. Аникин В.П. Русская народная сказка. — М.: Учпедгиз, 1959.
  3. Арушанова А., Дурова Н., Рычагова Е. Истоки диалога//Дошкольное воспитание. 2000 — № 12. — С.60-68.
  4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998.
  5. Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»// под ред. Лакоценина С.С.-М.: «Учитель», 2013.
  6. Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю., Толковый словарь русского языка. — М.: ООО «ИТИ Технологии», 2003.
  7. Пропп В.Я. Морфология сказки. — М.: «Лабиринт», 2011.
  8. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  9. Ушакова О.С. Развитие связной речи//Академия педагогических наук СССР. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. — М.: АПН СССР, 1987. — С.22-39.
  10. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников в контексте ФГОС дошкольного образования//Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015 — № 7. — с. 16-27.
  11. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Диагностика речевого развития дошкольников / под ред. О.С. Ушаковой. — М., 1997.
  12. Ушакова О.С., Смольникова Н.Г. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста.// Хрестоматия по теории и методики развития речи детей дошкольного возраста./ Сост. Алексеева М.А., Яшина В.И. — М.: Изд. Центр «Академия», 2000, С. 439-444.