Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Мансурова Евгения Сергеевна
Магистрант КГПУ им. В.П. Астафьева
E-mail: mansurova.e.s@mail.ru
Научный руководитель: Кухар Марина Алексеевна
к. филол. н., доцент кафедры педагогики детства
Россия, г. Красноярск
Развитие речи в дошкольном возрасте является важным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Дошкольное детство — это именно тот возраст, когда происходит формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
В связи с этим понимание особенностей становления всех языковых уровней — фонетического, лексического, грамматического в тесной связи с развитием метаязыковой способности является важным в рассмотрении закономерностей овладения языком в дошкольном детстве.
С целью изучения общего речевого развития детей старшего дошкольного возраста на базе одного из детских садов г. Красноярска была проведена диагностика речевого развития по методике О.С. Ушаковой, включающая серию заданий [11].
Благодаря
2 серия заданий была направлена на область звуковой культуры речи (дифференциация звуковых пар; изменение силы голоса, темпа речи, интонации в зависимости от содержания высказывания).
Задания
В эксперименте принимало участие 2 группы детейстаршего дошкольного возраста (контрольная и экспериментальная), по 21 ребенку в каждой.
После проведения диагностики и обработки полученных сведений были получены следующие результаты:
В контрольной группе дети с высоким уровнем развития речи не выявлены, с хорошим уровнем — 90% и средним уровнем — 10%.
В экспериментальной группе высокий уровень развития речи был выявлен у 5% детей, хороший — у 76% детей, средний — у 19% детей.
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации, допускают ошибки в образовании разных грамматических форм. К тому же, затруднения у детей вызывает правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания, а так же построение связного текста с использованием всех структурных элементов (начало, середина, конец).
Современные отечественные педагоги, опираясь на теоретические положения о природе связной речи и особенностях ее становления у детей, предлагают методы и формы работы, направленные на ее развитие. В частности, О.С. Ушакова утверждает, что «связная речь может быть сформирована на основе»
1. Формирование у детей знаний о структуре текста (термины «текст» и «высказывание» используются методистами как синонимы «связной речи»): начало, середина, конец;
2. Формирование представлений об особенностях структуры в каждом типе текста (описание, повествование, рассуждение);
3. Закладывание знаний о способах и средствах связи между предложениями и структурными частями высказывания.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет использование в работе с детьми художественной литературы и фольклорных произведений.Волшебная сказка является одним из наиболее популярных среди детей старшего дошкольного возраста жанров фольклора. Необходимо рассмотреть некоторые особенности волшебной народной сказки, позволяющие обосновать ее выбор в качестве средства развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Согласно теории В.Я. Проппа, народная сказка обладает рядом признаков [7]:
1. Устная ее передача (из уст в уста);
2. Развлекательная цель сказки;
3. Необычность событий (фантастических, чудесных или житейских), происходящих в сказке;
4. Вымышленность сказочных событий;
5. Специальное композиционно-стилистическое построение или поэтика сказки.
Повествовательный характер сказки, устная ее передача позволяют использовать ее в качестве образца связной повествовательной речи.
Фантастика — весьма специфический момент сказки, отличающий ее от других жанров народного творчества. В.П. Аникин об этом пишет следующее: «Нет сказки без фантастики. Сказочник допускает нарушение правдоподобия. Это смещение реального плана может быть более или менее сильным, но без него не обходится ни одна сказка, о какой бы жанровой разновидности ни шла речь» [2].
Неправдоподобие сказочного сюжета, продолжает В.П. Аникин, и ее персонажей всегда бросается в глаза, детей привлекает то, что «игра воображения в сказке не противостоит правде, только вымысел и истина вступили в союз ради какой-то важной цели. Пустая выдумка не увлекла бы никого, а сказки рассказывают издревле — их начало теряется во тьме веков». Для нас привлекательность сказки в глазах детей имеет значение, т.к. занятие по развитию речи должно быть интересным для ребенка [2].
Для работы над связной речью у детей наиболее полно отвечает требованиям именно волшебная сказка, поскольку обладает композиционно-стилистическими особенностями, отличающими ее от других жанров и способствующие развитию связной речи.
Волшебные сказки характеризуются единообразием своей композиции, можно сказать, что они однотипны по своему строению, но обладают множеством мотивов и сюжетов, следовательно, дети имеют возможность усваивать особенности построения связного, в данном случае, сказочного текста на разнообразном материале.
В.Я. Пропп отмечает функции действующих лиц, которых в волшебной сказке насчитывается более 30 (например, функция временной отлучки, парная функция — запрет и нарушение) [7].
Функции в понимании В.Я. Проппа — это действия, которые имеют значение для развития сюжета, стабильно повторяющиеся элементы волшебных сказок [7].
Рассмотрим немного подробнее, что же входит в эти этапы повествования.
Первое, это завязка. Она включает вступительную формулу (в некотором царстве, в некотором государстве), либо сразу начинается с перечисления действующих лиц (жили-были). Это начальная или вводная ситуация. Далее происходит какое-либо несчастье, заставившее героя отлучитьсяиз дома, уехать. Иногда вместо несчастья героя заставляет отлучиться из дома недостача, т.е. герою или окружающим его чего-либо недостает. Довольно часто в сказках отлучку сопровождают запреты, которые непременно нарушаютсягероем и вызывается начальная беда. Беда в дальнейшем вызовет противодействие врагам героя. При осложнении хода действия — похищение.
Новым этапом повествования в сказке будет встреча с дарителем. Чрезвычайно важна эта встреча, ибо герой получает волшебное средствоили волшебного помощника, получив которые, он достигает всех своих целей. Помощник может выступать в роли советчика.
Развязка характеризуется свершением поединка, исход которого — победа героя. Одновременно добывается или похищается предмет поиска или пленная девушка. После добычи следует, как правило, возвращение.
В некоторых случаях сюжет осложняется кем-либо или чем-либо.
Особая поэтика волшебной сказки играет важную роль в развитии связной речи. Известно, что волшебная сказка насыщена постоянными стилевыми формулами (в том числе вводными и заключительными): «...и я там был», «по усам текло, а в рот не попало», «стань передо мной, как лист перед травой».
Знакомство со структурой волшебной сказки позволяет ребенку осознать композицию текста (начало, середина, конец), его логику. Запоминание детьми стилевых формул ведет к закладыванию знаний о способах и средствах связи между предложениями и структурными частями высказывания.
Помимо этого, волшебная сказка насыщена художественными средствами. Они позволяют обогатить речь ребенка, что также способствует развитию связной описательной речи, так как связная речь — речь богатая по содержанию.
Таким образом, обладая педагогической направленностью и соответствуя возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста, сказка, кроме того, является прекрасным средством развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, благодаря особенностям своего композиционно-стилистического строя, который характеризуется однотипностью композиции разных сказок. Именно эта особенность способствует развитию у детей повествовательной речи, так как неоднократное прослушивание текста с одинаковой структурой помогает ребенку усвоить последовательность структурных компонентов текста и, опираясь на усвоенный образец, строить собственные высказывания. Усвоить последовательность структурных компонентов сказки помогают и сказочные формулы, типичные для всех волшебных сказок. Существуют формулы, указывающие на начало сказки, ее середину, конец.
Развитию повествовательного типа речи будет служить также повествовательный характер сказки и повторяемость сказочных событий в одной сказке (утроение, сюжетные ходы).
Большое количество художественно-образных средств, которыми насыщена волшебная сказка (метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения) обогащает словарь ребенка, что способствует развитию описательного типа речи.
Диалоги, происходящие между главным героем сказки и другими сказочными персонажами, а также беседы педагога с детьми в ходе анализа сказки будут способствовать развитию диалогической формы речи и речи-рассуждения.
Поэтому за основу формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста, мы взяли русскую народную волшебную сказку. Работа велась по сказкам «Неосторожное слово», «Никита Кожемяка», «Кулик» в соответствии со следующей логикой:
1) обсуждение сюжета сказки, ее идеи и героев;
2) воспроизведение сказки по картинкам;
3) самостоятельное сочинение детьми сказки.
В ходе работы использовались игры из сборника О.С. Белобрыкиной [4]. Отобранные для занятий игры были разбиты на две группы. В первую вошли игры, направленные на стимулирование детей к пересказу сказок, на стремление высказаться, на формирование диалогической формы речи, во вторую — игры, помогающие усвоению последовательности структурных компонентов текста, установлению связей, логики развивающихся событий, формированию целостного восприятия сказки, более глубокому ее осмыслению, развитию описательного и повествовательного типов речи.
По окончании формирующего эксперимента была проведена повторная диагностика с целью выявления результативности проделанной работы, которая показала следующие результаты:
а) В контрольной группе высокого уровня развития речи достиг 1 человек — 5% детей (0% в констатирующем эксперименте);
хороший уровень выявлен у 20 человек — 95% детей (90% в констатирующем эксперименте).
Со средним уровнем развития связной речи детей не выявлено (10% в констатирующем эксперименте).
б) Экспериментальная группа:
высокий уровень выявлен у 4 человек — 19% детей (5% в констатирующем эксперименте);
хороший уровень — у 17 человек — 81% (76% в констатирующем эксперименте).
Со средним уровнем развития связной речи детей не выявлено (19% в констатирующем эксперименте).
Речь детей приобрела более логичный характер. Это проявляется не только в разнообразном употреблении производных слов, но и в осознанном отборе нужной словообразовательной модели в момент речи. Остановки (паузы) перед производными словами дают основание предполагать, что в этот момент как раз и происходит выбор словообразовательной модели. Дети отвечают самостоятельно, эмоционально, выразительно, грамматически правильно, ответы сопровождают движением рук, но встречаются повторы, незначительные заминки. Уменьшилось число используемых уменьшительно-ласкательных производных слов (дядя, мама и т. п.), вместо которых употреблялись производные, точно обозначающие действующих лиц (огородник, садовник и т. п.). Наблюдение за поведением детей показало, что отобранный материал хорошо усваивается детьми.
Итоги контрольного эксперимента показали, что работа с детьми экспериментальной группы по освоению композиции народной волшебной сказки способствовала развитию их связной речи. Показательно то, что изначально экспериментальная группа в плане развития связной речи была несколько слабее контрольной.
Таким образом, использование особенностей народной волшебной сказки, а также применение в ходе работы со сказкой различных видов словесных игр-упражнений помогло сделать работу более насыщенной и разнообразной, повысило уровень познавательной активности детей, способствовало совершенствованию связной речи детей.
Список используемой литературы: