Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Залевская Анна Михайловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3161
Показать PDF версию Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Залевская Анна Михайловна

E-mail: Nyura.zalya@yandex.ru

Воспитатель МБДОУ детский сад № 77

г. Иркутска


Кому как не актеру можно похвастаться замечательной, правильно выстроенной, хорошо развитий речью. Выразительность, эмоциональный окрас, грамотность речи – это главное оружие актера театра и кино. Поэтому в качестве мотива на исправление речевых дефектов у детей мною была выбрана театрализованная деятельность, которая помогает развитию связной и грамматически правильной речи в ненавязчивой форме, является необходимым условием увлекательной деятельности. Как наиболее распространенный вид детского творчества, именно драматизация, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями.

Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Но существуют проблемы детей с развитием речи как в дошкольном, так и уже в школьном возрасте. Существуют речевые и неречевые (мимика, жесты и т.д.) формы речи. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств общения затруднено.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную сферу ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. Театрализация педагогического процесса в детском саду привлекательна и тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений. Театрализованные занятия могут иметь форму спектакля, студии, салона и т.д.

Театрализованная деятельность служит важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы взаимодействия.

Основным моментом творческой игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность. Ролевой диалог является частью непосредственной образовательной деятельности. Диалогическая речь – это путь создания проблемной ситуации, которую в процессе общения можно развить и решать, а театрализация – это отличный метод для создания условий развития диалога.

Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально–игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

Одним из методов, которые я применяю в работе с детьми, являются театрализованные игры. Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная, фольклорная или художественная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы: драматизации и режиссерские (каждая из которых, в свою очередь, подразделяются на несколько видов).

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, кукольный (бибабо), пальчиковый, театр игрушек, кукол, картинок.

Поэтому я считаю необходимым, использовать театрализованную деятельность в работе с детьми дошкольного возраста, начиная с младшего возраста.

Основными принципами театральной игры являются:

  • Специфичность данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.

  • Комплексность (взаимосвязь театральной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка).

  • Импровизационность (театрализованная игра рассматривается, как творческая деятельность , что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению).

  • Интегративность (целенаправленная работа по развитию театрально-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс).

Подводя итог работы, хочется сказать, что мы учим детей быть коммуникативными, обучаем их грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.

Активно проводя в детском саду работу с родителями: собрания, консультации, семинары, открытые занятия, конкурсы, викторины, КВН, я замечаю эффективность работы в данном направлении. Ежедневно задаю родителям домашнее задание по изучаемым темам, которые многие из них выполняют с удовольствием. Ведь работа по развитию речи ребенка невозможна без постоянных упражнений и родители оказывают неоценимую помощь в нашей совместной работе.

В дальнейшем я продолжу начатую работу по данной тематике, т.к. она чрезвычайно актуальна.