Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Лобанова Ольга Николаевна
Воспитатель
E-mail: Katerina-9-12-87@mail.ru
Россия, город Норильск
План кружковой деятельности и самообразования
на
«Говоруши»
Актуальность:
С введением нового федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится внимание к одной из задач деятельности воспитателя — это развитие речи детей. Речь является важнейшей психической функцией человека. Как показывает практика, большое количество детей, поступает в школу с нарушениями речи. Очень серьезно вступает вопрос о чистоте детской речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
1. У детей мало живого общения с родителями, в силу их занятости.
2. У детей слабая моторика рук, так как дети дома заняты просмотров мультфильмов или играми на компьютере.
3. Слабое воображение, так как детям мало читают детских книжек (прослушивание аудио сказок).
Поэтому условия жизни и воспитания могут благоприятствовать речевому развитию, и напротив, могут его тормозить. Для этого надо способствовать тому, чтобы аппарат речи ребенка совершенствовался и развивался беспрепятственно. Надо способствовать приобретение ребенком содержание его речи — накоплению представлений, понятий, мыслей; надо предоставить наилучшие условия для овладения, совершенными формами структуры речи.
Для решения этой проблемы мною был создан кружок «Говоруши»;
Цель: Развитие речи детей среднего дошкольного возраста по средствам специальных упражнений (пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, грамматический строй, связная речь).
Месяц | Развивающие задачи | Деятельность с детьми | Отчетные мероприятия с детьми (семьями) | Самообразование |
Сентябрь | 1. Формировать умение согласовывать слова в предложении в родительном падеже. 2. Знакомство с органами артикуляции по средствам специальных упражнений. 3. Формировать навыки у детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. 4.Развивать умение группировать предметы по темам. | 1.Дидактические игры: «Дикие животные» и «Домашние животные» 2.Знакомство с органами артикуляции: «Знакомство с язычком и его домиком» 3.Мяч для игры, игрушки. Сказка «Теремок». 4.Дидактическая игра «Четвертый лишний». Игра «Съедобное не съедобное» | 1.Консультация для родителей по развитию связной речи. 2.Показ игрового занятия составление рассказа по картинкам на тему «Золотая осень». 3.Подборка игровых упражнений для формирование целенаправленной воздушной струи, для занятия дома. | 1. Изготовление картинок для д/игр (животные). 2.Изучение артикуляционных упражнений в игровой форме. 3. Составление тематических бесед согласно возрастным особенностям. 4. Подбор картинок для группирования предметов (продукты, игрушки). |
Месяц | Развивающие задачи | Деятельность с детьми | Отчетные мероприятия с детьми (семьями) | Самообразование |
Октябрь | 1. Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах. 2. Развитие мелкой моторики, через пальчиковые упражнения. 3. Развивать умение детей рассказывать: описывать предмет, картину. 4. Развивать умение группировать предметы по темам. | 1. Дидактическая игра «Один-много». 2. Упр. «Грабли», «Цепочка», «Скворечник». 3.Игра «Опиши куклу Машу» (игрушка). Расскажи что нарисовано на картинке (сюжетные иллюстрации) 4. Игра «Овощи», «Фрукты» (муляж овощей и фруктов; картинки). | 1. Консультация для родителей по развитию связной речи. 2. Показ игрового занятия составление рассказа по картинкам на тему «Золотая осень». 3. Подборка игровых упражнений для формирование целенаправленной воздушной струи, для занятия дома. | 1.Изучение литературы по развитию речи В.Гербовой. 2.Изучение артикуляционных упражнений в игровой форме. 3.Изготовление картинок для составления рассказа (кукла гуляет, кукла ест и т.д.) 4.Поиск игрового упражнения по группированию предметов (овощи, фрукты). |
Ноябрь | 1. Формировать умения называть правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов. 2.Знакомство с органами артикуляции по средствам специальных упражнений. 3. Формировать умение в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала. 4. Развивать умение группировать предметы по темам. | 1. Дидактическая игра: «С Мишкой» (использовать глагол лежать в повелительном наклонении). 2.Игровое упр. губки, зубки, язычок: упр «Слоник», «Слоник пьет водичку», «Страшный волк», «Месим тесто». «Блинчик». 3. «Наша неваляшка» (игрушка, картинки сюжетные). 4. Дидактическая игра «Назови одним словом»" (музыкальные инструменты). | 1.Изучение литературы по морфологическому развитию речи. 2.Подбор игровых артикуляционных упражнений. 3.Подбор дидактического материала для создания рассказа. 4.Подбор картинного материала для группирования предметов (музыкальные инструменты). | |
Месяц | Развивающие задачи | Деятельность с детьми | Отчетные мероприятия с детьми (семьями) | Самообразование |
Декабрь | 1.Формировать навыки заучивания стихотворений. 2.Формировать целенаправленную воздушную струю. 3.Формировать умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. 4. Развивать умение группировать предметы по темам. | 1.Стихотворение В.Орлова «Почему медведь спит зимой». 2.Игры для плавности выдоха. «Футбол». 3. Сказка «Лисичка-сестричка и волк». 4.Дидактическая игра «Транспорт» (картинки). | 1. Составление буклета для родителей «Рекомендации по накоплению и расширению словаря». 2.Показ игрового занятия. Разыгрывание сказки по ролям «Колобок». 3.Подбор игр для мелкой моторики. | 1.Поиск стихотворений для заучивания согласно возрастным особенностям детей. 2.Изготовление дидактических игр. 3.Изучение литературы по звуковому развитию речи. 4.Подбор картинного материала по группированию предметов (все виды транспорта). |
Январь | 1. Формировать умение правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, туфель). 2. Развитие мелкой моторики, через пальчиковые упражнения. 3.Продолжать формировать навыки у детей участвовать в беседе, отвечать на вопросы и задавать их. 4. Развивать умение группировать предметы по темам. | 1.Дидактическая игра «Чего не достает?» 2. Игровые упр. «Кошка», «Мышка», «Коза». 3. Беседа Расскажи как провел выходные?« 4.Дидактическая игра «Одежда». | 1.Изготовление картинок для дидактической игры «Чего не достает?». 2.Подбор пальчиковых игровых упражнений. 3.Подбор вопросов для беседы на тему «Как провел выходные?». 4.Подбор картинного материала для группирования предметов (одежда). | |
Месяц | Развивающие задачи | Деятельность с детьми | Отчетные мероприятия с детьми (семьями) | Самообразование |
Февраль | 1. Формировать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих овощи, фрукты (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах. 2. Продолжать формировать целенаправленную воздушную струю. 3.Продолжать формировать умение пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок. 4. Развивать умение группировать предметы по темам. | 1.Игровое упр. «Один-много» (огурец — огурцов, яблоко — яблок). 2.Игровое упражнение «Чье перышко улетит дальше». 3.Сказка «Рукавичка» . 4.Дидактическая игра «Головной убор». | 1. Составление буклета для родителей «Рекомендации по накоплению и расширению словаря». 2.Показ игрового занятия. Разыгрывание сказки по ролям «Колобок». 3.Подбор игр для мелкой моторики. | 1.Изготовление картинок к игровому упражнению «Один-много». 2.Изготовление дидактической игры «Чье перышко улетит дальше?». 3.Подбор картинок к сказке «Рукавичка». 4.Подбор картинок к дидактической игре (головные уборы). |
Месяц | Развивающие задачи | Деятельность с детьми | Отчетные мероприятия с детьми (семьями) | Самообразование |
Март | 1. Продолжать формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи. 2. Закреплять правильное произношение гласных звуков и простых согласных. 3. Развитие мелкой моторики, через пальчиковые упражнения. 4.Формировать умение образовывать мн.ч. сущ. Употреблять суш. в И.п. и В.п. | 1.Дидактическая игра «Где Мишка искал свой мяч?». 2. Преодоление твердой атаки гласных упр: «Лесенка», «Покачаем малыша», «Заблудились в лесу» (ау) -громко-тихо, «Эхо». 3. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот», «Игрушки». «Выложи картинку» ( из пуговиц), «Обведи картинку» (по точкам). 4. Игра «Один — много», «Один-несколько — много» (с картинками), «Нет кого?». | 1. Составление буклета для родителей «Поиграйте вместе с нами». 2. Показ игрового занятия " Сказки веселого язычка«. 3. Консультация «Развиваем мелкую моторику». | 1 Изучение литературы по направлению кружковой деятельности. 2. Систематизировала изученный материал, согласно поставленных задач. 3. Изготовление наглядного материала для игры «Один-несколько — много» (с картинками). |
Месяц | Развивающие задачи | Деятельность с детьми | Отчетные мероприятия с детьми (семьями) | Самообразование |
Апрель | 1. Продолжать знакомство с органами артикуляции по средствам артикуляционных упражнений 2. Формировать целенаправленную воздушную струю. 3.Продолжать работу над дикцией. 4. Развитие мелкой моторики, через различные упражнения. | 1. Подбор артикуляционных игр и упражнений: для мальчиков: «Машина» для девочек: «Принцессы из сказок». 2. Игры для плавности выдоха «Чей одуванчик улетит дальше?». 3. Разучивание стихотворения с использованием голоса «Весна». Хороводная игра «Мы по лесу идем». 4. Упр. «Раскрась картинку пластилином», Самомассаж пальчиков с шишками«, Упр «Собери картинки» (разрезные). | 1. Составление буклета для родителей «Поиграйте вместе с нами». 2. Показ игрового занятия «Сказки веселого язычка» 3. Консультация «Развиваем мелкую моторику». | 1. Изучение литературы: Косинова Е. Гимнастика для развития речи. 2. Проведение дня открытых дверей для родителей «Сказки веселого язычка» (использование комплексов артикуляционных упражнений). 3. Изготовление пособий к играм для развития дыхания и мелкой моторики. |
Май | 1. Продолжать выполнять артикуляционные упражнения. 2. Воспитание интонационной выразительности речи. 3. Развивать умение группировать предметы по темам. 4.Закреплять умение образовывать сущ. в ед. и мн.ч в падежных конструкциях. | 1. Подбор артикуляционных игр и упражнений: «Заборчик», «Лопатка», «Иголочка», «Трубочка». 2. Разучивание стихотворения «День победы». 3. Д/игры: «Семья», «Насекомые», «Рыбы». 4. Упр. "Просклонять в падежах слова (рыба, паук и т.д). | 1. Изучение артикуляционных упражнений в игровой форме. 2. Поиск стихотворения согласно возрастным особенностям. 3 Изготовление картинок для д/игр. 4. Изготовление картинок по падежам. |
Составила________________ Воспитатель О.Н.Лобанова