Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Шлапакова Надежда Леонидовна
Учитель-дефектолог высшей категории коррекционной школы-интернат
Россия г. Петропавловск-Камчатский
E-mail: 79622152159@yandex.ru
Одной из важнейших задач для не слышащих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи.
Работа по развитию слухового восприятия основывается, прежде всего, на аудиологической характеристике сохранившихся остатков слуха. Эта характеристика включает определение диапазона воспринимаемых порогов, динамического диапазона, нарушения слуха выявляются с помощью различных аудиологических методов.
Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.
Слуховое восприятие, развивающееся в условиях специально организованного обучения, создает принципиально новую полисенсорную основу для формирования развития и коррекции устной речи глухих школьников. Одним из условий формирования устной речи является развитие речевого слуха, т.е. способности глухого воспринимать речь на слух, которая может быть развита в результате специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры. Этот резерв - основа для становления речевого слуха и выявляется в процессе обучения с использованием звукоусиливающей аппаратуры и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня развития словесной речи.
Задачей работы по формированию речевого слуха является интенсивное развитие у глухих остаточного слуха, на базе которого создается слухо-зрительная основа восприятия ими устной речи, совершенствуется навык речевого общения.
При этом необходимо обогащать представления глухих о неречевых звуках, что помогает им ориентироваться в окружающем мире.
Важным условием развития речевого слуха является создание слухо-речевой среды, предусматривающей постоянное восприятие глухим школьником речи окружающих (детей и взрослых) с помощью звукоусиливающей аппаратуры разных типов (стационарные звукоусиливающие устройства и индивидуальные слуховые аппараты).
В условиях слухо-речевой среды основу формирования устной речи, наряду со зрительным восприятием и кинестетическими ощущениями, составляют и слуховое впечатления, формирующиеся в процессе специальной работы. Это способствует созданию единой системы слухо-кинестетических связей, влияющие на формирование устной речи. Известно, что восприятие речи при нормальном слухе предполагает вовлечение всей совокупности психических процессов, направленных на прогнозирование и переработку поступающей информации на основе запечатленных в памяти представлений общего и речевого опыта. Полноценное восприятие возможно лишь в условиях соответствия воспринятой информации звуковой системе языка с выделение опорных различительных признаков речевого сигнала и их интерпретаций. Целостное представление о смысле воспринятого создается только при условии выделения этих опорных различительных признаков и их семантической интерпретации.
Развивающаяся у глухого школьника в процессе специального обучения слухо-речевая система основывается также на активном функционировании как вновь создаваемой слуховой системы, так и на семантической интерпретации поступающей речевой информации. При этом совершенствуется функциональная взаимозависимость между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражителями, возникающими при восприятии и воспроизведении глухими слов. Образы слов формируются на основе дифференцированного приема их звуковой структуры при слухо-зрительном и слуховом восприятии.
Широкое привлечение в обучение смыслового контекста в значительной степени компенсирует глухому слуховое восприятие звуковой информации. В процессе длительной слуховой тренировки формирующиеся образы слов становятся все более четкими, дифференцированными, в большей степени соответствующими предлагаемому образцу, что способствует лучшему пониманию речевой информации.
Успех в восприятии глухими школьниками слов на слух зависит в первую очередь от уровня владения ими устной речью, предшествующего речевого опыта, способности к моделированию высказывания по отдельным опознанным признакам.
Формирование речевого слуха глухих школьников происходит в результате длительной слуховой тренировки. В нем выделяются два этапа.
Глухой школьник научается выделять в воспринимаемом на слух слове отдельные элементы, которые в процессе тренировки распознаются в различных условиях: при различении и опознавании речевого материала на слух, а также при восприятии ряда слов, впервые предлагаемых на слух.
Дифференцированное восприятие речевого сигнала составляет основу для морфологического анализа слова и моделирования целостного высказывания. Формирующаяся в процессе слуховой тренировки возможность по звукового речевого сигнала позволяет глухому школьнику производить некоторый морфологический анализ и принимать определенное решение о смысле воспринимаемого на слух слова.
Таким образом, при правильно организованной работе по развитию слухового восприятия у глухих школьников проявляются общие закономерность восприятии речи: речевые образы формируются на основе зрительных, кинестетических, тактильно- вибрационных и слуховых ощущений. Восприятие речи основывается не только на ее фонетических свойствах, но и на включении в процесс распознавания, прогнозирования и догадки. Происходит неразрывная связь развивающего слухового восприятия с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительных навыков, с развитием всей познавательной деятельности глухого школьника, и тем самым приближается процесс формирования устной речи глухого к естественному пути.
Список литературы.