Евразийский
научный
журнал

Развитие речевого слуха на основе слухо-зрительного восприятия у школьников с нарушениями слуха

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Шлапакова Надежда Леонидовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 4804
Показать PDF версию Развитие речевого слуха на основе слухо-зрительного восприятия у школьников с нарушениями слуха

Шлапакова Надежда Леонидовна
Учитель-дефектолог высшей категории коррекционной школы-интернат
Россия г. Петропавловск-Камчатский
E-mail: 79622152159@yandex.ru

Одной из важнейших задач для не слышащих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи.

Работа по развитию слухового восприятия основывается, прежде всего, на аудиологической характеристике сохранившихся остатков слуха. Эта характеристика включает определение диапазона воспринимаемых порогов, динамического диапазона, нарушения слуха выявляются с помощью различных аудиологических методов.

Полноценное владение глухим ребенком устной речью предполагает умение понимать речь собеседника и говорить разборчиво, понятно для окружающих.

Слуховое восприятие, развивающееся в условиях специально организованного обучения, создает принципиально новую полисенсорную основу для формирования развития и коррекции устной речи глухих школьников. Одним из условий формирования устной речи является развитие речевого слуха, т.е. способности глухого воспринимать речь на слух, которая может быть развита в результате специальной слуховой тренировки при использовании звукоусиливающей аппаратуры. Этот резерв - основа для становления речевого слуха и выявляется в процессе обучения с использованием звукоусиливающей аппаратуры и зависит не только от состояния тонального слуха, но и от уровня развития словесной речи.

Задачей работы по формированию речевого слуха является интенсивное развитие у глухих остаточного слуха, на базе которого создается слухо-зрительная основа восприятия ими устной речи, совершенствуется навык речевого общения.

При этом необходимо обогащать представления глухих о неречевых звуках, что помогает им ориентироваться в окружающем мире.

Важным условием развития речевого слуха является создание слухо-речевой среды, предусматривающей постоянное восприятие глухим школьником речи окружающих (детей и взрослых) с помощью звукоусиливающей аппаратуры разных типов (стационарные звукоусиливающие устройства и индивидуальные слуховые аппараты).

В условиях слухо-речевой среды основу формирования устной речи, наряду со зрительным восприятием и кинестетическими ощущениями, составляют и слуховое впечатления, формирующиеся в процессе специальной работы. Это способствует созданию единой системы слухо-кинестетических связей, влияющие на формирование устной речи. Известно, что восприятие речи при нормальном слухе предполагает вовлечение всей совокупности психических процессов, направленных на прогнозирование и переработку поступающей информации на основе запечатленных в памяти представлений общего и речевого опыта. Полноценное восприятие возможно лишь в условиях соответствия воспринятой информации звуковой системе языка с выделение опорных различительных признаков речевого сигнала и их интерпретаций. Целостное представление о смысле воспринятого создается только при условии выделения этих опорных различительных признаков и их семантической интерпретации.

Развивающаяся у глухого школьника в процессе специального обучения слухо-речевая система основывается также на активном функционировании как вновь создаваемой слуховой системы, так и на семантической интерпретации поступающей речевой информации. При этом совершенствуется функциональная взаимозависимость между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражителями, возникающими при восприятии и воспроизведении глухими слов. Образы слов формируются на основе дифференцированного приема их звуковой структуры при слухо-зрительном и слуховом восприятии.

Широкое привлечение в обучение смыслового контекста в значительной степени компенсирует глухому слуховое восприятие звуковой информации. В процессе длительной слуховой тренировки формирующиеся образы слов становятся все более четкими, дифференцированными, в большей степени соответствующими предлагаемому образцу, что способствует лучшему пониманию речевой информации.

Успех в восприятии глухими школьниками слов на слух зависит в первую очередь от уровня владения ими устной речью, предшествующего речевого опыта, способности к моделированию высказывания по отдельным опознанным признакам.

Формирование речевого слуха глухих школьников происходит в результате длительной слуховой тренировки. В нем выделяются два этапа.

  1. На первом этапе глухие школьники учатся с помощью звукоусиливающей аппаратуры дифференцированно воспринимать речевой сигнал, выделяя в нем длительность и интенсивность. Эти признаки на данном этапе глухой ученик еще не может самостоятельно выделять.
    Требуется специальная тренировка, в процессе которой он с помощью педагога учится сравнивать различные звучания (фразы, слова). В этих условиях опознавание предлагаемого на слух речевого материала осуществляется лишь при ограниченном его выборе с привлечением наглядности. Результат опознавания зависит, прежде всего, от состояния тонального слуха ученика: чем больше остатки слух (особенно степень сохранности частот 250Гц и 500Гц), тем лучше результаты.
  2. На втором этапе глухие школьники с помощью звукоусиливающей аппаратуры учатся дифференцированно воспринимать на слух элементы фонетической структуры речи. Эти элементы распознаются ими в различных условиях: при различении, опознавании и распознавании речевого материала на слух. На данном этапе под влиянием обучения при восприятии слов на слух начинают образовываться своеобразные связи между слуховыми, зрительными и кинестетическими раздражителями.

Глухой школьник научается выделять в воспринимаемом на слух слове отдельные элементы, которые в процессе тренировки распознаются в различных условиях: при различении и опознавании речевого материала на слух, а также при восприятии ряда слов, впервые предлагаемых на слух.

Дифференцированное восприятие речевого сигнала составляет основу для морфологического анализа слова и моделирования целостного высказывания. Формирующаяся в процессе слуховой тренировки возможность по звукового речевого сигнала позволяет глухому школьнику производить некоторый морфологический анализ и принимать определенное решение о смысле воспринимаемого на слух слова.

Таким образом, при правильно организованной работе по развитию слухового восприятия у глухих школьников проявляются общие закономерность восприятии речи: речевые образы формируются на основе зрительных, кинестетических, тактильно- вибрационных и слуховых ощущений. Восприятие речи основывается не только на ее фонетических свойствах, но и на включении в процесс распознавания, прогнозирования и догадки. Происходит неразрывная связь развивающего слухового восприятия с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительных навыков, с развитием всей познавательной деятельности глухого школьника, и тем самым приближается процесс формирования устной речи глухого к естественному пути.

Список литературы.

  1. А.Г. Зыкеев, Обучение учащихся подготовительного I-IY классов школы глухих М. «Просвещение» 1984
  2. Г.Л. Выгодской, Б.Д. Корсунской, Формирование речи у глухих дошкольников М. 1964
  3. Ф.Ф. Pay, Формирование устной речь глухих М. «Педагогика» 1981
  4. М.И. Никитина, Уроки чтения в школе для слабослышащих детей М. «Просвещение» М. 1978 О.А. Красильникова
  5. Развитие речи младших слабослышащих школьников на уроках литературного чтения. КАРО Санкт-Петербург 2005
  6. В.А.Белущенко, А.Е. Наумова, М.Ю. Седова. Педагогическая реабилитация детей с нарушением слуха. КАРО Санкт-Петербург 2006
  7. Е.Г. Речицкая, Е.В. Пархалина, «Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе». М.ВЛАДОС, 2000
  8. Т.К. Королевская, В.Я.Стаценко, Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса. М. 2005
  9. Л.П. Назарова, Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. М. ВЛАДОС, 2001