Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Герасимова Тамара Владимировна
студентка,
кафедра корпоративного управления и финансов,
факультет корпоративной экономики и предпринимательства
Новосибирский государственный университет
экономики и управления,
г. Новосибирск
Аннотация: в статье рассматривается роль развития персонала для повышения и поддержания конкурентных преимуществ организации. Рассмотрен начальный этап развития — составление линейной карты распределения ответственности. Организация рассматривается как система, приведены внутренние переменные организации в качестве подсистем. Раскрыто понятие социальной подсистемы.
Ключевые слова: развитие персонала, структура организации, конкурентоспособность, матрица ЛКРО, СМИ.
Проблема трактовки, факторов и методов управления персоналом является одной из актуальных и обсуждаемых тем среди российских и зарубежных деятелей управленческой науки, а также практиков бизнес-индустрии. Данный вопрос активно обсуждается ввиду ряда признаков становления современной экономики и принципов рыночных отношений. Такие понятия, как «инновационная деятельность», «глобализация», «интеграция хозяйствующих субъектов» неуклонно вошли в обиход нашей повседневности и с каждым днем обретают все большие масштабы и область влияния. В таких условиях возрастает значимость применения усовершенствованных подходов эффективного управления для повышения и поддержания необходимого уровня конкурентоспособности.
Принципиальной особенностью организации является то, что неотъемлемой частью контура ее управления является человек, то есть активный элемент[2]. И для того, чтобы организация была уникальной, способной к самоорганизации и адаптации в экосистеме динамично и быстроразвивающихся бизнес-сообществ[3], в ней обязательно должны функционировать внутренние переменные. Они составляют технические и социальную подсистемы: цели; структура организации; задачи, связанные с технологией как средством преобразования исходных материалов в продукт/услугу; люди, которые определяют полезность технологий, выполнимость задач.
Социальная подсистема — люди — отличается индивидуальностью поведения и успешностью деятельности, которые зависят от способностей человека, его потребностей, ценностей, производительности. В свою очередь развитие персонала направлено на выявление этих составляющих и повышение производительного потенциала сотрудников организации.
Для одного из издательских домов среднего масштаба, выпускающего деловую газету в Новосибирске, персонал является ключевым компонентом успешной деятельности на рынке средств массовой информации. Поэтому, генеральному директору необходимо объединять, координировать и интегрировать все бизнес-процессы в единое целое, обобщая работу всех подразделений. Но стоит помнить, что у каждого подразделения и его руководителя в отдельности существует ряд непосредственных функций и задач, которые нужно выполнять качественно и своевременно. Для начала нам необходимо спроектировать связи в самом аппарате управления для рационального распределения обязанностей между руководителями отделов. Это позволит обеспечить эффективность бизнес-процесса, устойчивое делегирование полномочий и ясность в исполнении должностных обязанностей.
При этом большую помощь оказывает использование линейных карт распределения ответственности (ЛКРО) [1].
Линейная карта распределения ответственности (ЛКРО) — графическая форма представления информации об организационной структуре и распределение полномочий в ней. Эта форма позволит нам провести сравнительный анализ целевых функций и задач линейных/функциональных руководителей; выявить степень участия руководителей и их подразделений в осуществлении конкретных функции управления; фиксировать как отношения между линейными и функциональными подразделениями, так и внутри их; ранжировать целевые функции каждого отдела по значимости и качеству работы. Форму ЛКРО для деловой газеты представим в Таблице 1.
Таблица 1 — Линейная карта распределения ответственности
Обязанности, полномочия, функции деятельности | Генеральный директор (шеф-редактор) | Заместитель шеф-редактора | Редактор цветных приложений | Главный бухгалтер | Директор отдела мероприятий | Директор рекламной службы | Руководитель фото-службы | Дизайнер |
Определение основ деятельности организации | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
Контроль, планирование, организация работ | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Организация выпуска печатной продукции | 2 | 1 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | |
Координация работ по подготовке к ежегодной церемонии организации | 2 | 3 | 1 | 3 | ||||
Обеспечение эффективности работы организации | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Обеспечение конкурентоспособности компании | 1 | 1 | 3 | 4 | 3 | 1 | 3 | 3 |
Обеспечение финансовой устойчивости компании | 1 | 4 | 1 | 4 | 4 | |||
Ведение финансовой отчетности компании | 2 | 4 | 3 | 1 | 4 | 4 |
где, 1 — организация исполнения, фактическая ответственность;
2 — общее руководство, предоставление исходных данных;
3 — согласование вопросов, документов;
4 — консультация по нужным вопросам.
Благодаря ЛКРО мы можем проследить функциональные обязанности и ответственность должностных лиц, а также их взаимосвязь в процессе деятельности организации. Также мы видим, что обязанности многих руководителей переплетаются между собой, и от результатов исключительно их совместной деятельности зависят на показателях деятельности организации в целом, в том числе и на уровне конкурентоспособности среди деловых СМИ Новосибирска.
Правильно составленная матрица ЛКРО отражает ход работы организации. Она дает нам основу для формирования более четких, унифицированных обязанностей сотрудников, и способствует созданию наиболее эффективной программы развития персонала.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ