Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие нравственных и эстетических качеств современного школьника посредством хорового пения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гончарова Елена Александровна
Рубрика: Искусствоведение
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 1905
Показать PDF версию Развитие нравственных и эстетических качеств современного школьника посредством хорового пения

Гончарова Елена Александровна
Учитель музыки
ГБОУ школа 1551
г. Москва, РФ
E-mail: elena.goncharova07@mail.ru

В настоящее время проявляется тенденция к возобновлению работы хорового пения в общеобразовательных школах. В данной статье рассматривается влияние хорового пения на формирование умений учащихся школ, рассматривается ряд теоретико-прикладных исследований ученых, работающих над проблемами методики преподавания музыки в школе и изучением особенностей музыкального восприятия.

К.Д. Ушинский писал: «Какое это могучее педагогическое средство — хоровое пение. В песне, а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Песня несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце».

В самом деле, в повседневной жили и (в радостные или, наоборот, горестные минуты) человек ноет не потому, что ему хочется показать красоту своего голоса или достоинства исполняемого музыкального произведения, а потому что с песней ему легче жить. Музыка обладает удивительной способностью возвращать жизни смысл и гармонию. В массовом музыкально-эстетическом образовании музыка, прежде всего, не виртуозное искусство, а незаменимый инструмент освоения окружающего мира, сферы социальных отношений, а также познания самого себя.

В статье Алиева Ю.Б. подчёркивается значение вклада Ушинского К.Д. в развитие не только научного подхода в отношении хорового пения, но также, продвижения этого вида искусства в школах, как особого педагогического метода [1, C. 33], в качестве подтверждения приводятся слова учёного: «Когда запоют в наших школах, тогда можно будет сказать, что они (школы) пошли вперед [2, С. 121].

Общедоступное музыкальное образование в единстве своих учебных и воспитательных аспектов служит средой, в которой, как показывает опыт, эффективно развиваются личностные качества школьников, формируется их мировоззрение, нравственные и эстетические оценки явлений окружающей действительности.

И все же у хорового воспитания есть неоспоримые преимущества. Хоровое, соборное пение — одно из определяющих, системообразующих начал многовековой российской культуры. Уже по этой причине оно имеет огромный воспитательный, социализирующий и культуротворческий потенциал.

Как отмечает Чабанный В. Ф. в своей статье: «Методологический процесс управления любительским хоровым коллективом как форма системного подхода к обучению и воспитанию объекта педагогического воздействия обязательно предполагает внутреннюю организацию и регулирование процесса познания объектом музыкальной лексики хоровых произведений и осознания их образно-художественного содержания». Мы можем согласиться с данным замечанием.

Универсальные образовательные качества хорового пения обусловлены рядом факторов. Во-первых, человеческий голос, по словам знаменитого отечественного музыковеда и педагога Б.В. Асафьева, является «наиболее доступным и дешевым» музыкальным инструментом, данным человеку с рождения.

Во-вторых, в самой природе хоровой деятельности заложено взаимодействие сильнейших воспитательных средств музыки и коллективного творчества. Хоровое исполнительство не только развивает музыкальные способности и художественный вкус, но способствует формированию социальных навыков, воспитывает «чувство локтя». Венгерский композитор Золтан Кодай писал: «А существует ли более наглядное и действенное средство общественной солидарности, чем хор?..» Хоровой исполнительский коллектив, серьезно и последовательно занимающийся учебной, творческой, просветительской деятельностью, необычайно эффективен в этом отношении.

Огромные воспитательные возможности хорового пения таятся и в том воздействии, какое на человека оказывает художественное единство музыки и слова, сама природа певческого звучания, рождающего сильный эмоциональный отклик. Хоровое музицирование имеет дело с коллективными, а потому более сильными чувствами.

В работе «Хоровое пение в системе социокультурного воспитания личности» отмечается: «Посредством хоровой деятельности осуществляется художественно-коммуникативный процесс между автором музыкального произведения и слушателем...» [4. C. 315]. Безусловно, данный факт интересен с точки зрения настоящей работы.

Следует также подчеркнуть рекреативную функцию хорового пения, восстанавливающего физическое и душевное здоровье человека. Помимо того, что пение учит правильным навыкам дыхания, имеющим большое значение для оптимального функционирования всех органов человека, начиная с кровеносной системы, оно решает задачу сохранения и укрепления здоровья, воздействуя на психику — гармонизируя душевный мир и располагая человека к здоровому образу жизни. Занятия хоровым пением в детском и юношеском возрасте имеют огромный ресурс позитивного воздействия на физическое и психическое развитие, способствуют успешному преодолению стрессовых ситуаций.

Программа «Поют дети Москвы» сегодня играет решающую роль в повышении качества массового музыкально-эстетического образования в Москве. Ведь качество дополнительного образования во многом и определяется тем, насколько учащиеся могут реализовывать свои творческие и художественные интересы не только в рамках учебной деятельности, в узком кругу сверстников и единомышленников, а в практической, социально востребованной, общественно значимой деятельности.

Учащиеся ГБОУ школы 1551 в 2017-2018 вошли в программу воспитания детей и молодежи Москвы «Поют дети Москвы». За короткое нахождение в этой программе учащиеся показали необыкновенные результаты. Стали собраннее и серьезнее.

«Программа „Поют дети Москвы“ доказала свою эффективность в вопросах творческого и духовного развития детей, — отмечает глава культурной комиссии Общественной палаты РФ, исполнительный директор Всероссийского хорового общества Павел Пожигайло. — Она, безусловно, имеет большое нравственно-патриотическое значение в воспитании подрастающего поколения. Искренне надеемся, что этот уникальный проект столичного Департамента получит развитие во всех регионах России и Министерство образования и науки Российской Федерации сможет оказать необходимую поддержку в его реализации».

Принятие Программы «Поют дети Москвы» по времени не случайно совпало с возрождением Всероссийского хорового общества — в общественной жизни России сегодня остро ощущается нехватка скрепляющих начал, формирующих общественное, государственное самосознание жителей страны. Об этом все чаще говорят и политики, и общественные деятели, н ученые. Массовое хоровое пение, безусловно, может и должно быть таким началом в российском обществе — для этого оно имеет необходимые основания и в генетической памяти народа, и в традициях русской культуры. Поэтому сегодня все дирижеры-хормейстеры, работающие как с детскими, так и с профессиональными хоровыми коллективами, верят, что у инициатив по возрождению социального статуса хорового искусства в России большое будущее.

Список использованной литературы:

  1. Алиев Ю.Б. «„Какое это могучее педагогическое средство хоровое пение!“ (К. Д. Ушинский о художественном образовании)» Проблемы современного образования, no. 3, 2014, pp. 29-36.
  2. Ушинский, К. Д. Педагогическая поездка по Швейцарии. Письмо третье. Берн / К. Д. Ушинский // Избран. пед. соч. В 2 т. Т. 2. — М., 1974. (С. 121)
  3. Чабанный В. Ф. «Методология управления любительским хоровым коллективом» Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, no. 2, 2012, pp. 160-169.
  4. Александрова Е. В. «Хоровое пение в системе социокультурного воспитания личности» Вестник Костромского государственного университета, vol. 15, no. 3, 2009, pp. 314-317.