Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Кутергина Ирина Павловна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5 с УИОП
г.Шебекино Белгородской обл.»
E-mail: kutergina.ip@yandex.ru
Воспитывать самостоятельность и творческое начало у учащихся, формировать умение передавать свои мысли и знания, т.е. развитие монологической речи — одна из основных задач уроков русского языка и литературного чтения в начальной школе. Для ее решения предлагается следующий прием: в начале второго класса, когда дети уже бегло читают и имеют определенные навыки работы с текстом, они заводят тетради по чтению для дополнительных работ. Тетрадь делят на четыре раздела: осень, зима, весна, лето. На каждый раздел отводят несколько страничек. Оформление раздела времени года произвольное: рисунки, наклейки. На уроке чтения при работе с текстом выбирают элементы описаний времен года, явлений природы и выписывают их в тетрадь для дополнительных работ.
Например, в раздел «Зима» ребенок записал следующий фрагмент из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце,
Снег лежит.
Использовать данный текст ребенок может по-разному: либо как цитату в своем высказывании, либо при составлении описательного рассказа, либо, выполняя задание на нахождение олицетворения.
Или в раздел «Осень» ученик выписал в тетрадь предложения из текста К.Д. Ушинского, которые характеризуют осеннюю природу (они подчеркнуты): «В это время природа похожа на усталого, много поработавшего человека, которого одолевает сон. Еще пройдет несколько дней, и она, закрывшись пушистым белым одеялом, заснет на целую зиму».
Опыт использования этого вида творческой деятельности в течение нескольких лет доказал целесообразность и успешность применения:
— во-первых, дети начинают обращать внимание на описания, которые даются в художественном тексте;
во-вторых, по собственному усмотрению (а не по указанию учителя) могут использовать примеры в своих творческих работах;
в-третьих, примеры выразительных средств, которые применяет в художественном произведении автор, становятся для ученика руководством к собственному творческому действию — импровизации, поиску аналогичного, выражению своего замысла;
в-четвертых, учащиеся хорошо запоминают прочитанные художественные тексты.
Для создания эмоционально благоприятной ситуации на уроке используются задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения, например:
1. «Рассказ от первого лица»:
— рассказать от лица журавля о том, как его угощала лиса.
2. «Комплименты»:
— сказать комплимент сказочному, литературному герою.
3. «Сказка в заданном ключе»:
— ввести в название сказки новый объект, например «Колобок и воздушный шарик».
4. «Изменение сказочной развязки»:
— придумать другое окончание сказки, рассказа.
5. Изобразить символами характер литературных героев.
На уроках русского языка формированию коммуникативных навыков, а именно монологической речи, способствуют систематически используемые следующие виды заданий:
— «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: „Что я знаю об имени существительном“. Построить свой рассказ тебе поможет план. Не забудь, что каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
— «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения — просьбы, с которыми обращаются друг к другу сказочные герои. Тебе придется употребить слово „пожалуйста“. Запомни: это слово выделяется запятыми» и т.п.
Развитию письменной речи, а также развитию творческих способностей младших школьников способствуют следующие виды заданий.
На уроках русского языка:
— различные виды сочинений. Сочинения-описания: «А дожди бывают разные», «Вид из окна», «Звуки, услышанные на рассвете» и так далее; сочинения-рассуждения по данному началу и концу: «Это утро, радость эта...», сочинения-повествования: «О чем поведал весенний ручей», «Осенний парад», «Как приходит зима», «Волшебный цветок» и др.
На уроках литературного чтения:
— сочинение по личным впечатлениям
— письмо авторам учебника и др.
Один из приемов творческой деятельности учащихся — «Проба пера».
Ребёнок пробует себя в написании загадок, считалок, сказок, стихотворений, былин, даже отдельной главы повести, иллюстрировании произведений.