Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Мержуева Луиза Майрбековна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Чеченского института повышения квалификации
работников образования
E-mail: bela_007@bk.ru
За последние годы учеными, педагогами и работниками управления образовательной сферы проведены серьезные исследования, получены ценные философские, социально-экономические, психолого-педагогические результаты инновационного характера; разработаны наукоемкие концепции, созданы рекомендации, осуществлен ряд мер в области совершенствования отечественного образования, адаптации его к новым условиям.
Инновационный процесс предполагает наличие организационно-экономических, социокультурных условий для нововведения, мотивационно-профессионального аспекта. Новации связаны с определенным взаимодействием подразделений и организаций, обучением, переподготовкой специалистов, взаимным обучением, планированием, разработкой необходимых стимулов, преодолением нежелательных последствий, развитием социально-профессиональной мобильности. На современном этапе развития общества неотложными, важнейшими являются задачи, обозначенные в «Стратегии модернизации содержания образования в РФ». Для их выполнения, в первую очередь, нужны хорошо подготовленные специалисты, способные осмысленно, творчески подходить к решению инновационных задач, компетентные, социально-мобильные, ориентированные на созидательные преобразования. В силу этого актуальным становится повышение методической компетентности.[1]
Методическое обеспечение педагогического процесса способствует формированию методической компетентности учителей, их качественной педагогической деятельности.
Методическую компетентность учителя мы рассматриваем как педагогическую компетентность, обеспечивающую способность распознавать и решать методические задачи, проблемы, возникающие в ходе педагогической деятельности учителя; её структура предопределена методической культурой, методическим мышлением, методическим творчеством и мобильностью учителя.
Под развитием методической компетентности учителей в системе общего образования понимается процесс развития личности учителя в методическом плане на основе коллегиально-методического опыта и его профессиональной мобильности.
Модель развития методической компетентности учителей в системе общего образования представлена уровнями: практико-имитирующим, комбинирующе-продуктивным, научно-созидательным. Это позволяет осуществлять прогнозирование и исследование своей деятельности, влиять на результативность целостной деятельности.
В исследовании выявлены, обоснованы и опытным путем проверены организационно-педагогические условия реализации модели развития методической компетентности учителей. Организационно-педагогическими условиями являются: 1) формирование мобильности учителя в условиях модернизации образования; 2) обобщение коллегиально-методического опыта учителей на основе индивидуально-витагенного опыта.
Результативность развития методической компетентности учителя проявляется: 1) в способности к совершенствованию педагогической практики; 2) в повышении качества методической компетентности учителя.
Вводится интегрированный критерий степени развития методической компетентности — сформированность методической компетентности. Он позволяет выделить следующие уровни: практико-имитирующий (низкий), комбинирующее-продуктивный (средний) и научно-созидательный (высокий). Каждому из этих уровней соответствуют методические продукты, которые удовлетворяют требованиям модернизации образования.[2]
Установлено, что мобильность учителя выражается в расширении круга используемых учителем методических средств и в переходе на более высокий уровень подготовки методического продукта за счет изменения личного опыта работы в условиях модернизации образования. Также мобильность учителя проявляется, как умение вступать в контакт с коллегами по обмену опытом и освоению методического опыта других, что способствует приобретению коллегиально-методического опыта, основанного на индивидуально-витагенном.
В зависимости от этапов исследования наблюдается переход количества учителей с практико-имитирующего (низкого) уровня на комбинирующе-продуктивный (средний) и соответственно с комбинирующе-продуктивного (средний) на научно-созидательный уровень (высокий).
Литература: