Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие лизинга в России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мадалиева Людмила Сайдалиевна, Рюмина Юлия Александровна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 3192
Показать PDF версию Развитие лизинга в России
Мадалиева Людмила СайдалиевнаМагистрант НИ ТГУ ВШБ, Россия, г.ТомскE-mail: lyudmilla_m@mail.ruНаучный руководитель: Рюмина Юлия Александровна канд. экон. наук, доцент, НИ ТГУ ВШБ, Россия, г.Томск


 

Лизинговый бизнес в нашей стране за последние 27 лет не только прошел достаточно большой и активный путь своего развития. Первая лизинговая компания появилась в России в 1989 году, на сегодняшний день действует около двухсот компаний, осуществляющих лизинговые операции.

Лизинг – это вид арендных отношений, в которых участвуют три субъекта: лизингополучатель, лизингодатель, фирма-производитель требуемого лизингополучателю оборудования, техники и т.п. Лизингодатель – лизинговая компания – это посредник между двумя фирмами: фирмой, которой необходимо оборудование, и фирмой, которая это оборудование производит.[1].

При этом каждый преследует свои цели и получает свою выгоду: лизингополучатель получает оборудование того производителя, которое ей необходимо для реализации своих бизнес - идей, причем при минимальных единовременных затратах, а лизингодатель имеет рынок сбыта, т.е. продает свою продукцию лизинговой компании, а лизинговая компания как посредник получает вознаграждение.

Следует отметить, что лизингополучатель также имеет свои финансовые выгоды:

- уменьшение налоговых платежей по налогу на прибыль организаций, так как лизинговые платежи относят на себестоимость продукции, что уменьшает налоговую база по названному налогу;

- экономия на налоге на имущество организаций, так как ускоренный режим амортизации предмета лизинга сокращает срок уплаты налога в связи с более быстрым достижением периода полной амортизации и уменьшает налоговую базу по налогу на имущество;

- возможность постепенной уплаты НДС в составе лизинговых платежей и возможность зачета НДС (в отличие от ситуации при кредитовании).

Лизинг является одним из самых прогрессивных методов финансирования производства, способным предоставить современным предприятиям доступ к самой передовой технике.

Лизинг в наше время это один из немногих способов долго - и среднесрочного финансирования, которые доступны российским организациям.

Тем не менее, можно сказать о том, что объем лизинговой деятельности в России невелик, а темпы роста не очень быстры. Развитие рынка лизинговых услуг сталкивается с рядом серьезных ограничений объективного и субъективного характера, которые можно разделить на три группы:

- препятствия технического характера — такие как несовершенство отдельных законодательных норм и правоприменительной практики в сфере лизинга и близких областях;

- препятствия, имеющие системный характер для российской экономики — то есть не только для лизингового бизнеса, но и для всей предпринимательской деятельности в России;

- препятствия, обусловленные исключительно «юностью» российского рынка лизинга. [2].

Рынок лизинговых услуг зависит от общей экономической ситуации в государстве. С этой точки зрения в последнее время в России были и будут возникать положительные факторы, которые так или иначе могут повлиять на положительную динамику роста. К числу таких факторов можно отнести прошедшую сочинскую Олимпиаду, присоединение Крыма к России, предпринимаемые меры со стороны правительства в поддержку отдельных сфер экономики, улучшение политики лояльности по отношению к молодым российским бизнесменам (налоговые каникулы, упрощенные механизмы регистрации ИП).

Для поддержки стратегически важных секторов российской экономики в 2015 году были продлены действующие и введены новые антикризисные программы. Часть госпрограмм была реализована путем субсидирования затрат предприятий на приобретение оборудования и техники посредством лизинга. Позитивные отклики как от самих клиентов, так и от лизингодателей получила программа льготного лизинга автотранспортных средств 2015 года. [3].

Можно сделать выводы, что лизинговая отрасль в России имеет очень большие перспективы. Эти перспективы обусловлены темпами экономического роста, высоким уровнем износа основных средств, налоговыми льготами, малой долей лизинга в ВВП. Очень серьезными проблемами являются - низкая платежеспособность клиентов, несовершенство правовой базы в сфере лизинговой деятельности, рост конкуренции и отсутствие системы страхования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Керина Э.Н., Чикишев Е.В. Лизинговая деятельность в РФ: факторы, определяющие стоимость лизинга// Труды Братского государственного технического университета. Серия: Естественные и инженерные науки. 2013. Т.2. С. 89-92.

2. Беляев П.А., Завьялова Н.Б. Лизинг как перспективный инструмент финансирования промышленности / Российское предпринимательство. 2012, №6 С. 133-141

3. Эксперт РА. Рынок лизинга [Электронный ресурс]. Режим доступа: www/all-leasing.ru