Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Развитие лидерских качеств подростка в детском общественном объединении посредством социального проектирования

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Бубякина Алина Егоровна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2015»  (ноябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 3215
Показать PDF версию Развитие лидерских качеств подростка в детском общественном объединении посредством социального проектирования
Бубякина Алина Егоровна Магистрант, СВФУ, Россия, г.Якутск E-mail: alina1107@mail.ru Научный руководитель: Обутова Аксинья Дмитриевна к.п.н доцент СВФУ Россия.,г.Якутск 

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития лидерских качеств подростка в детском общественном объединении. Делается попытка обосновать актуальность социального проектирования как одного из условий развития лидерских качеств подростка в детском объединении.

Ключевые слова: лидерские качества подростка, детское общественное объединение, воспитание, социальное проектирование.

В современном обществе происходят процессы социальных, экономических и культурных преобразований. Это привело к тому, что стали предъявляться повышенные требования к человеку, личность  которого должна быть не только творческой, способной к саморазвитию, но и к самосовершенствованию. Нужно подчеркнуть, что нынешнему обществу нужны члены,   способные повести за собой, увидеть проблемы под иным углом,   найти новое решение.  Поэтому формирование и развитие лидерских качеств личности становится объектом пристального внимания, как психологов, так и педагогов.

Таким образом, мной выявлена следующая проблема: определить условия для наиболее эффективного формирования и развития лидерских качеств подростков.

В данном аспекте интерес представляют работы А.Н.Лутошкина, Л.И.Новиковой,  А.В.Петровского, Л.И.Уманского, О.С.Газмана, и др., посвященные различным аспектам лидерства, теории и практике выявления лидеров, и реализации ими организаторских и лидерских функций. Вопросы развития лидерских качеств подростков затрагиваются лишь в контексте изучения школьного коллектива (Т.Е.Вежевич) [1] или в условиях временного детского коллектива (A.B. Уманский, О.А.Павлова) [8].

Разделяя взгляды А.Н.Лутошкина, М.И.Рожкова, я считаю, что лидерские качества – это совокупность определенных свойств, черт, позволяющая члену детского общественного объединения выделиться в конкретном деле и принимать ответственные решения в значимых для группы ситуациях. [3]

Опыт работы в детских общественных объединениях «Новая волна» и «Алые паруса» СОШ № 31 в течение двухлетнего периода показал, что лидер-подросток должен обладать следующими качествами: компетентность, активность, инициативность, общительность, сообразительность, настойчивость, самообладание, наблюдательность, работоспособность, самостоятельность, организованность.

Возможности подростков для развития лидерских качеств гораздо шире  в детском общественном объединении за счет:

• динамизма и включения в разнообразные виды деятельности;

• разнообразия реализуемых социальных ролей (позиций);

• расширения круга общения, наличия межвозрастного общения;

  • существующего элемента соревновательности, соперничества.

В современном обществе активно расширяются задачи детского объединения, совершенствуется их деятельность. В связи с посланием Президента РС(Я) Егора Борисова от  23 января 2013г. о создании детских общественных движений и переходом на новые образовательные стандарты возникла необходимость найти новые приемы организации деятельности учащихся, которые могли бы сделать их действия более целенаправленными, планомерными и результативными, сделав акцент на социальные проекты. [6] Социальное проектирование ориентировано  на практический результат деятельности детей. Работа над социальным проектом позволит почувствовать учащимся значимость своей деятельности, откроет новые возможности, соответственно возрастает значимость школы как фактора и среды социализации.[5]

В средней общеобразовательной школе №31 г.Якутска с 2013 года учащиеся вовлекаются в различную проектную деятельность социальной направленности:

1) социальные проекты, предлагаемые обществом.

-  Реализация проектов в рамках деятельности сетевого взаимодействия с городским детским движением «Юный горожанин» - «Якутск – родной мой край!», «Азбука лидера», «Лидер -  общение», «Лидер – практика»,  «Игра – инструмент лидера», «Имею право!».

- Реализация программы Единого детского движения «Стремление» («Дьулуур») под эгидой Главы РС(Я) -  «Я – рыцарь пера», «Я – наследник земли Олонхо», «Я – кузнец творчества», «Я – творец добра», «Я - юный правовед», «Я – юный предприниматель», «Я - вожатый».

 2) социальные проекты, разработанные подростками в ДОО.

- Реализация проектов «Дети - детям», педагогический отряд «Штурманы детства»», «Тепло сердец», «Ветеран живет рядом», телестудия «31 кадр» и другие.

С целью выявления степени сплоченности коллектива школьного детского объединения в процессе участия в социальных проектах была проведена методика А.Н.Лутошкина  «Какой у нас коллектив». Анализ проведенного анкетирования позволил сделать ряд выводов:

 1. В подростковом возрасте характерно стремление к лидерству.

2. Более 50% опрошенных членов детских общественных объединений готовы стать организаторами различных дел, взять на себя ответственность, при этом объективно оценивая свои возможности и способности.

3. Многие отметили, что в детских общественных объединениях не всегда есть условия для реализации лидерских устремлений подростков. Причину этого я вижу  в том, что любая коллективная деятельность предполагает активность в достижении общей цели, что не всегда позволяет каждому желающему подростку реализовать свои лидерские качества.

4. Для повышения эффективности формирования лидерских качеств необходимо создавать ситуации успеха как для группы, так и для отдельной личности в ходе работы над проектом.

Таким образом, процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным, если:

- систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

- использовать в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации себя;

- систематически осуществлять педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств подростков.

В рамках реализации данного направления деятельности лидер приобретает такие знания, как: основы психологии, технология проектирования, сплоченности коллектива при реализации проекта, знакомство с общечеловеческими ценностями и т.п. Кроме того, подростки-лидеры, принимают активное участие в реализации разработанных ими проектов.

Использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора) является необходимым условием эффективного развития лидерских качеств подростка в детском общественном объединении. Таким образом, процесс социального проектирования обладает большим педагогическим потенциалом для развития лидерских качеств, вовлеченных в него подростков - членов районного детского общественного объединения.

Литература:

  1. Вежевич, Т. Школа лидера – школа патриота [Текст] / Т.Вежевич // Народное образование. – 2009. – №3. – с. 194–197

  2. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера [Текст] / М. Емельянова // Воспитание школьников. – 2006. – №5. – с. 23-25.

  3. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. /Под ред. Вульфова. – М.: Просвещение, 1986.-208с.

  4. Новикова Л.И. Воспитание в кризисном обществе: как выходить из тупика?// Народное образование.-2001.-№4-с.147-151с.

  5. Панова, О.В. Роль социального проектирования в воспитании школьников [Текст] /О.В. Панова // Воспитание школьников. – 2011. - №8. – с. 31-34.

  6. Программа Единого детского движения «Стремление» (Дьулуур) под эгидой президента РС(Я)/ серия «Детское движение Якутии: программы и методики»-2014.- 65с.

  7. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах.-М.: Владос, 2002.-16-с.

  8. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности.-М., 1980