Евразийский
научный
журнал

Развитие критического мышления на уроках изобразительного искусства

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Андреева Лариса
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №10 2016»  (октябрь)
Количество просмотров статьи: 6240
Показать PDF версию Развитие критического мышления на уроках изобразительного искусства

Андреева Лариса Витальевна
учитель изобразительного искусства
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №3»
г. Курск
E-mail: andreevalora12@yandex.ru

«Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах

стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению». Джон Дьюи

Ключевые слова: критика, когнитология, мышление, педагогичекая технология, критическое мышление.

В последние годы Россия изменилась. Она стала страной, в которой приоритеты и акценты сдвигаются в сторону личности, её самодостаточности. Именно потому в условиях этих перемен происходит переосмысление задач образования и воспитания общеобразовательной школы.

Общество поставило перед образованием задачу воспитания свободной, развитой и образованной личности, способной жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:

· уметь самостоятельно приобретать знания;

· применять их на практике для решения разнообразных проблем;

· работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

· самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;

· быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

Образование призвано помочь будущим гражданам саморазвитья: научить учиться, действовать, общаться, жить в ладу с самим собой и с другими людьми, что позволит ей войти в мировое сообщество и успешно функционировать в нём. Как хорошо известно, интеллектуальное развитие личности определяется в наше время не объемом знаний, сведений, удерживаемых в памяти, всевозрастающим объемом научной информации, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления информации и умением самостоятельно принимать решение. Путь к способности критически мыслить лежит через понимание того, что такое мышление «вообще». Для этого у нас есть специальная наука - когнитология. С ее позиций мы занимаемся мышлением как предметом.

В современном образовании перед учителем возникает ряд трудностей, происходит снижение уровня самостоятельности обучающихся, ученики быстро теряют интерес к обучению.Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических перегрузок ребенок должен уметь сам организовать свою деятельность и самообразование. Для успешной реализации этих целей была разработана технология развития критического мышления. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач

Уроки становятся еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.

Основываясь на стандартах 2-го поколения в программе основного общего образования по искусству подчеркивалось, что «…Особое значение приобретает формирование основ критического мышления на базе восприятия и анализа произведений изобразительного искусства, понимания роли искусства в жизни общества»

По поводу определения понятия «Критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Но хотелось бы выделить следующее определение: « Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации.». По мнению И.И. Ильясова критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность.

Основные цели технологии на занятиях изобразительного искусства:

-познакомить с базовыми принципами критического мышле­ния;

-познакомить с некоторыми приемами и средствами развития критического мышления в школьной образовательной практике.

Критическое мышление, таким образом — это комплекс когнитивных навыков и умений, который предполагает, что человек, обладающий им (конкурентноспособный):

-умеет выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

-умеет работать с увеличивающимся и постоянно обновля­ющимся информационным потоком в разных областях знаний; разли­чать существенную информацию от несущественной, релевантную от нерелевантной;

-умеет аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

-способен оценить происхождение знания, его достоверность и правдоподобность;

-учитывает многообразие точек зрения на проблему; принимает во внимание контекст любой информации, проблемы, ситуации;

-умеет задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипо­тезу, отличать реальные проблемы от надуманных;

-способен вырабатывать собственное мнение на основе осмыс­ления различного опыта, идей и представлений;

-выявляет скрытые допущения и предвзятости, стереотипы и предрассудки;

-самостоятельно занимается своим обучением;

-находит альтернативные способы решения проблемных ситуа­ций;

-умеет объяснить изученное и применить его в повседневной жизни;

-способен оценивать собственный мыслительный процесс, ис­пользуя такие интеллектуальные стандарты, как ясность, точность, релевантность, логичность, значимость.

Каким же образом должна быть организована учебная деятель­ность обучающихся, чтобы она стимулировала развитие их критического мышления на занятиях изобразительного искусства?

Главным условием такой учебной деятельности, как показывают исследования и практика, является постоянное вовлечение учащихся в различные виды деятельности, в которых они могли бы критически оценивать прежде всего собственное мышление, а также проверять, анализировать, развивать, применять получаемую информацию, и где важен не ответ как таковой, а его поиск. Процесс учения – это процесс увязывания нового с уже известным. Обучаемые строят новые представления на основании предыдущих знаний и представлений.

Существует ряд тактических приемов и методов, которые эф­фективно используются на занятиях изобразительного искусства в технологии КМ:

· Разбивка на кластеры;

· Синквейн - творческая форма рефлексии;

· Метод инсерт (ihsert);

· Интерактивная стратегия «Таблица «Знаем-Хотим узнать-Узнаем» (З-Х-У)»

· Прогнозирование (по портрету, картине);

· И т. д.

«Составление кластера»
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

- не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
- продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.

krskn3_0.png

krskn3_1.png    krskn3_2.png

Приведенный пример кластера «Орнамент» был составлен на уроке в 5 классе по теме «Искусства различны (имеется в виду народные промыслы), а тема едина». После того, как учащиеся  конкретизируют тему, вспоминают понятие орнамент и на основе одноцветного (монохромного) орнамента  им  легче подобрать те средства выразительности  с помощью которых можно усовершенствовать   образ орнамента. В процессе обмена мнениями   обучающиеся заполняют таблицу (точнее кластер по теме «Орнамент в русских народных промыслах»).                             

·                      «Синквейн»

Происходит от французского «cing» - пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

            Правила написания синквейна:
1 строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)
      Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
- инструмента для синтезирования сложной информации;

-способа оценки понятийного багажа учащихся;

-средства развития творческой выразительности.


 Пример графического изображения синквейна в технологии критического мышления,   на занятиях изобразительного искусства в 5 классе:

1.(тема) орнамент в русских народных промыслах

2.(какой) растит., геометрич., зооморф., антропоморф., бело-синий;и.т.д

3.(описание действия) узор (разрабатываем, компонуем, рисуем)                вышивка (разрабатываем, компонуем, вышиваем)        аппликация(разрабатываем, компонуем, приклеиваем)

4.(хочу,   могу,   надо,   перспектива)

 5 (синоним к первому)  узор

krskn3_3.png

      Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.


Применение технологии «Критическое мышление» на уроках изобразительного искусства:

·          способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

·          способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

·          учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

·          способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

·          заставляет учеников задумываться.

    Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана. Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между детьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

Литература:

  1. Заир Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
  2. Агапов, И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М.: Про-Пресс, 2001.
  3. ВолковЕ.Н. Тесты критического мышления: вводный обзор.-Психологическая диагностика 2015 №3
  4. Примерная программа основного общего образования. Искусство. Стандарт второго поколения 2011г