Евразийский
научный
журнал

Развитие и становление системы таможенных платежей в России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Чернова Юлия Андреевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2016»  (декабрь)
Количество просмотров статьи: 5693
Показать PDF версию Развитие и становление системы таможенных платежей в России

Чернова Ю.А.
магистрант 2 курса юридического факультета
Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова
филиала Российской таможенной академии
E-mail: ulashkin@yandex.ru

Важнейшее место в государственных доходах России принадлежит таможенным платежам (налогам и сборам). Однако и само существование государства неразрывно связано с взиманием налогов и сборов. Таможенные платежи выплачиваются в соответствии с Конституцией РФ и принятыми на ее основе законами и другими нормативными актами.

Таможенное дело в целом берет свое начало от зарождения товарного хозяйства и торгового обмена. История первых таможенных платежей существует уже более 1000 лет. Берет начало от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах, а также на перекрестах торговых путей. В киевской Руси также были распространены пошлины за провоз товаров через внешние и внутренние заставы, за пользование участком, отведенным для продажи товаров. Огромное влияние на развитие таможенного дела в России, оказали монголо-татарские завоеватели. Именно оттуда происходит слово «тамга» (в пер. — пошлина) от которого произошли слова «тамжить» то есть взыскивать пошлину и само слово «таможня» — это место, где таможили товар, обычно делалось это на ярмарке или рынке[4, с.12-13].

В начале XVI века предпринимаются первые попытки унификации сбора пошлин с товаров. Именно в таможенных грамотах городов Руси XVI в. содержались отдельны правовые нормы о порядке сбора пошлин, о ставках пошлин с отваров, были введены предложения о ведении таможенных книг. Таким образом, постепенно начало складываться таможенное законодательство и упорядочивались процедуры его применения[2,с.97-99].

По мере становления и развития в России централизованного государства развивалась и таможенная охрана, их задача состояла в сборе пошлин для пополнения государственной казны. С середины XVI в. государство испытывало недостаток подготовленных людей на должности сборщиков налогов и постепенно эти обязанности стали выполнять люди из высшего купечества.

C середины XVII в. стремительно начинает развиваться русская торговля, вследствие чего таможни имеются практически во всех городах и других крупных поселениях, а в больших городах их было по несколько.

22 апреля 1667 г. был принят Новоторговый устав царя Алексея Михайловича, включивший в себя статьи о размерах и порядке взимания таможенных сборов, соблюдения таможенных формальностей и устройства таможен, ориентированный на покровительство отечественной торговли и купечества и ограничение деловой активности на русском рынке иностранцев.

Бурное развитие таможенное дело в России получило в период царствования Петра I. В данный период активизировалось развитие внешней торговли, в чем существенную роль сыграл таможенный тариф 1724 г. Таможенная политика России в этот период носила протекционную направленность. Другими словами, размер пошлинного обложения варьировался в зависимости от степени развития внутреннего производства.

Однако острой критике была подвергнута таможенная политика Петра I после его смерти. И политика жесткого протекционизма в таможенных отношениях с иностранными государствами стала меняться на политику «свободной торговли», т.е. свободной от таможенного налогообложения. В таможенном тарифе 1724 г. обнаружилось неспособность таможенной службы противостоять ввозу в Россию контрабандных товаров. Следствием всего этого явился таможенный тариф 1731г., приведший к более быстрому развитию импорта и снижению торгового баланса отечественных и иностранных товаров.

Следующий поворот в таможенном деле России произошел в годы царствования императрицы Елизаветы Петровны, которая стремилась восстановить внутреннюю и внешнюю политику Петра I[3,c.24-26].

После революции 1917 года Советское правительство начало монополизацию и национализацию внешней торговли. Правительство весьма скептически отнеслось к таможенной системе царской России и приняло решение ее реформировать. Так в 1924 г. был принят таможенный устав СССР — это был первый кодифицированный акт Советского государства по таможенному делу.

К началу 30-х годов функции таможенных органов кардинально сократились, а численность работников значительно уменьшилась. С 1930 по 1990 гг. таможенные методы регулирования внешнеэкономической деятельности использовались в незначительной мере, выдвинув на первое место политические и идеологические факторы. Таможенная служба в названный период подчинялась Министерству внешней торговли СССР. Понятие «таможенная пошлина» было заменено «таможенные доходы», в результате этого организации, импортирующие в страну товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках.

И только начиная с 1991 г. вновь стали расширяться функции и задачи, стоящие перед таможенными органами сборами таможенных платежей. В это время были приняты попытки изменить таможенную службу государства-монополиста, приняты Таможенный кодекс СССР 1991 г. и Закон СССР «О таможенном тарифе». Эти документы внесли огромные изменения в организацию таможенного дела в стране и стали важным правовым инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности в тот период.

Началом этапа формирования и развития современного таможенного дела в нашей стране можно считать конец 1991 г. На данном этапе были созданы сети таможенных органов на границах с бывшими республиками СССР, в местах наибольшего скопления товаров и транспортных средств, подлежащих таможенному оформлению и контролю.

Принят Закон РФ «О таможенном тарифе» и Таможенный кодекс РФ 2003 г. Произошло совершенствование организационно-правовой структуры и аппарата управления таможни. Происходит адаптация таможенного дела к международным стандартам — упрощение многих таможенных процедур, ускорение времени таможенного оформления, минимизация административных барьеров на таможне.

Особую значимость в числе мер государственного воздействия на внешнеторговую деятельность приобрело таможенно-тарифное регулирование, а также неразрывно связанный с ним институт таможенных платежей.

Одним из самых криминогенных участков в сфере преступных проявлений в деятельности хозяйствующих субъектов в настоящее время является внешнеэкономическая деятельность. Это вызвано происходящими в государстве на протяжении последних двадцати лет социально-экономическими процессами, которые сопровождаются ведущими изменениями механизма внешнеэкономической деятельности. Одним из главных рычагов, с помощью которого Россия влияет на внешнеэкономическую деятельность своей страны является эффективная работа таможенной службы. На протяжении долгих лет таможенные органы обеспечивали боле 50% дохода от общей части бюджета РФ. Сегодня таможенная служба в России является важным составляющим экономического ресурса страны, одной из гарантий государственного бюджета, перечисляющим в казну миллиарды рублей таможенных платежей[5,c.30].

Таможенные платежи можно охарактеризовать как систему обязательных платежей, установленных таможенным и налоговым законодательством Российской Федерации, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу и подлежащих перечислению в бюджетную систему России.

Таможенные платежи ныне являются одними из основных источников пополнения доходной части бюджета государства. Одной из важнейших функций, выполняемых таможенными платежами, является охрана внутреннего рынка государства от чрезмерного поступления тех товаров, которые могут подорвать деятельность отечественных производителей и привлечение в страну необходимых товаров, которые невозможно производить внутри государства. С помощью поступающих в федеральный бюджет платежей надлежащим образом решаются социальные вопросы государства: выплаты зарплат, пенсий, пособий, поддержка науки, предпринимательства, финансирование государственных программ, государственных инвестиций в различные сферы деятельности и др.[1].

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: особенности системы таможенных платежей в настоящее время состоят в том, что в нее включены пошлины, налоги, сборы, имеющие различную юридическую природу. Вместе с тем данное обстоятельство вызывает сложности в вопросах развития и становления системы правового регулирования таможенного обложения и ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей.

Огромное значение в развитии таможенных и налоговых правоотношений в России имели исторически обусловленные факторы развития внешнеэкономической деятельности государства, состояние общественных отношений, факторы политического, экономического и социального характера. На протяжении нескольких веков протекал процесс становления уголовно-правовых норм, регламентирующих ответственность за таможенные преступления в целом и за уклонение от уплаты таможенных платежей в частности.

Библиографический список

  1. Арутюнян Г.В. Правовое регулирование таможенных платежей: Учебное пособие. — М., — 2000.
  2. Блинов Н.М. Таможенная политика России Х-ХX вв. — М., 1997.
  3. Епифанов А.Ф., Некрасов Е.М. Российская таможня между прошлым и будущим. Ростов н/Д., 1995.
  4. Самолаев Ю.Н. Организация таможенного дела в Российской Федерации. — М., 2012 .
  5. Халипов С.В. Таможенное право (Таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности). М., 2001.