Евразийский
научный
журнал

«Развитие эмпатии детей дошкольного возраста по средствам музыкальной игровой деятельности».

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Фролова Екатерина Евгеньевна, Кулешова Ольга Сергеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 2810
Показать PDF версию «Развитие эмпатии детей дошкольного возраста по средствам музыкальной игровой деятельности».

Фролова Екатерина Евгеньевна,воспитатель I квалификационной категории, Россия, г.Норильск.

Кулешова Ольга Сергеевна, воспитатель I квалификационной категории, Россия, г.Норильск  МБДОУ  «Детский сад №24» города Норильска Красноярского края, E-mail:katerina-9-12-87@mail.ru


На фоне  прогрессивных изменений требований современного общества, где главное внимание уделяется интеллектуальному развитию ребенка, а главным критерием является объем усвоенных им знаний,  развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание.

Нельзя недооценивать эмоциональное развитие ребенка, ведь именно оно  является одним из существенных условий успешного воспитания и обучения. Тенденция развития современного общества диктует свои правила и нормы, в которых общение детей зачастую сводится к использованию компьютеризованных технологий.

Наблюдая за дошкольниками в игре, повседневной жизни, можно прийти к выводу, что дети часто не умеют выражать свои эмоции, а так же правильно оценивать и трактовать эмоции других детей. Это является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться.

Я тоже, как и все была дошкольником. Вспоминая свое детство, в памяти всплывают яркие эмоциональные образы, связанные с  пением, игрой на детских музыкальных инструментах или их заменителях, танцами под аккомпанементы воспитателей. Мы намного ярче и богаче выражали свои эмоции, были более раскрепощеннее.

Всерьез задумавшись над этой проблемой, я решила построить свою педагогическую работу таким образом, чтобы помочь современным детям научиться выражать свои эмоции, адекватно воспринимать и реагировать на эмоциональные проявления своих сверстников.

Известно, что одним из важнейших аспектов формирования эмоциональной сферы ребенка, является развитие эмпатии - через нее происходит приобщение ребенка к миру переживаний других людей, формируется представление о ценности другого, развивается и закрепляется потребность в благополучии других людей. По мере психического развития ребенка и структурирования его личности эмпатия становится ещё и источником нравственного развития!

Изучив периодическую и профессиональную литературу по данной теме, я пришла к выводу, что в теории программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики.

Развитие эмпатии, рассматриваю в качестве одной из наиболее приоритетных задач эмоционального воспитания. Что же можно использовать в работе с детьми среднего дошкольного возраста для развития у них чувства эмпатии? Считаю, что наиболее качественно и результативно эту работу можно построить на основе музыкальной игровой деятельности, т.к. у ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной, это было доказано в работах многих педагогов, таких как Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой.

Все вышеизложенное и определяет направление моей педагогической деятельности «Развитие эмпатии детей дошкольного возраста по средствам музыкальной игровой деятельности».

В целях эффективного развития эмпатии у детей среднего дошкольного возраста я разработала систему работы, цель которой – развить представление ребенка о сложном мире человеческих эмоций; научить проживать различные эмоциональные состояния; научить ориентироваться в собственных чувствах и в чувствах других людей. Вся работа предполагает деятельность по 3 направлениям: 

I   непосредственная работа с детьми через совместную деятельность в рамках кружковой работы 1 раз в неделю во второй половине дня;

II  взаимодействие со специалистами ДОУ;

III  работа с семьями воспитанников.

Так как я работала с детьми среднего дошкольного возраста, то и вся система рассчитана на средний возраст.


I. Работу с детьми я разделила на 3 блока, каждый из которых решал определенные задачи по формированию механизма эмпатии.

Блок 1 –  «Ты и я- музыки друзья».

Блок представляет собой серию из 10 занятий, целью которых является обогащение понятия ребенка о своих чувствах и чувствах которые испытывают окружающие.

На итоговом занятии «Музыкальный подарок» мы закрепляли с детьми умение различать чувства свои и чувства других детей.

Блок 2 – «Музыкальный светлячок»

Тоже представляет собой цикл из 12 занятий, целью которых –  развивать умение детей определять эмоциональное состояние других людей по средствам мимики, жестов, интонации. Развивать способность переживать свои чувства по поводу эмоционального состояния другого.

Блок 3 – «Музыкальный театр»

Этот блок решал задачи формирования поведенческого компонента эмпатии, умения осознавать свои действия, вызывающие эмоциональную реакцию у другого ребенка (или взрослого).

Здесь цикл занятий (приложение 3) основан на музыкально-ритмической деятельности, сюжетно-образных инсценировках, инсценировках музыкальных произведений.

Для работы  с детьми я отобрала самые действенные и эффективные, на мой взгляд, формы работы, которые вызывают у детей наибольший интерес к предложенной им деятельности: 

- Изготовление детских музыкальных инструментов из бросового и  природного.

Например, ударные инструменты – из скорлупы грецких орехов, крышек от пластиковых контейнеров и карандашей, шумовые из контейнеров с разными наполнителями из круп и др.

- Свободное музицирование.

Для этого использовали всевозможные предметы, находящиеся в пределах группового пространства и изготовленные своими руками музыкальные инструменты.

- Слушание музыкальных произведений и зарисовки настроения этих произведений с использованием любых художественных средств: красок, карандашей, фломастеров, мелков;

- Проигрывание этюдов на выражение и передачу различных эмоций и чувств;

- Постановка пластических этюдов: произвольных движений под музыку, как чувствуем, так и двигаемся;

- Использование релаксационных упражнений для снятия мышечного напряжения и эмоционального;

- Постановка небольших инсценировок под музыку, отрезки из любимых сказок;

- Создание выставок детских работ отражающих различные эмоции при прослушивании музыки;

- Игра;

- Решение и обыгрывание проблемных ситуаций;

В процессе ежедневной работы по направлению развития эмоциональной сферы детей у нас в группе появились свои традиции. Вместе с детьми и родителями был оформлен уголок «Калейдоскоп настроения», где дети каждое утро, отмечали с каким настроением пришли в детский сад. Этот прием позволял ребятам не только определить свое эмоциональное состояние, но и оценить состояние другого ребенка, вызвать желание поддержать или помочь, поднять настроение сверстнику.

В ходе режимных моментов мы использовали игровое упражнение «Утро добрых встреч», когда дети делись своим настроением, рассказывали о прошедших выходных, учились проявлять интерес к переживаниям, эмоциям других детей. Это позволяло создавать в группе благоприятную эмоциональную атмосферу.


II. Работа с педагогами нашего ДОУ начиналась с взаимодействия с узкими специалистами.

При организации музыкально-игровой деятельности третьего блока «Музыкальный театр», на первых же занятиях я столкнулась с проблемой, связанной с выполнением детьми различных упражнений.  Многие дети стеснялись открыто проявлять свои эмоции перед другими детьми. (Изображая «Танец маленького хвастунишки», дети не могли расслабиться, стеснялись в произвольности движений.)

Для решения возникшей проблемы, был привлечён психолог учреждения, совместно с которым были подобраны психогимнастики, релаксационные упражнения, упражнения на снятие эмоционального напряжения, а так же игровые упражнения на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе. Такие упражнения мы выполняли с детьми в начале и конце  занятия. В результате дети стали раскрепощеннее, значительно меньше стеснялись, выполняя то или иное движение, уменьшилось эмоциональное напряжение. Совместно с психологом мы составили картотеку психогимнастик, подборка этюдов на отработку различных эмоций у детей.

Использование в деятельности музыкальных игровых инструментов, частое музицирование, изготовление детских музыкальных инструментов из бросового материала проходило под чутким руководством музыкального руководителя. Высокая квалификация музыкального руководителя позволяла простое слушание превращать в волшебное действие, более чутко, правильно постигать тонкие взаимосвязи музыкальной деятельности и эмоционального развития детей.

Благодаря хорошо организованной совместной с музыкантом работе, в группе преобразился музыкальный уголок: увеличилось число музыкальных инструментов, появились инструменты, сделанные своими руками; была систематизирована и расширена картотека музыкальных произведений для прослушивания; подобрана картотека музыкальных дидактических игр.

Тесное взаимодействие с узкими специалистами ДОУ нашло отражение в организации и проведении для наших родителей мастер-класса «Музыкальные инструменты своими руками».  Тщательная подготовка и организация совместных игровых упражнений, психогимнастик, а так же творческая работа по созданию своими руками музыкальных инструментов, вызвала бурю положительных эмоций у родителей, а так же интерес и желание сотрудничать дальше.

В дальнейшем, систематизировав используемые в работе с детьми элементы психотренингов и психогимнастик, я провела семинар для молодых педагогов ДОУ «Снятие эмоционального напряжения у детей и создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе дошкольников через использование элементов психотренинга» .Задача семинара заключалась в том, чтобы показать начинающим педагогам возможность использования элементов тренингов в работе с детьми дошкольного возраста, как легче и доступнее помочь ребенку раскрепоститься внутренне, повысить свою самооценку в собственных глазах и окружающих его детей, обратить внимание на положительные качества личности. Эти приемы позволяют на практике, через собственный опыт, показать детям такие сложные понятия как доверие, единство.

  

III. «Мы дети своих родителей» - именно эта фраза наиболее точно говорит нам о необходимости вести целенаправленную работу и с семьёй по развитию эмпатии у детей.

Планируя работу с семьей, я основывалась на результатах проведенного опроса родителей «Играем дома». Анализирую результаты опроса, выявилось, что практически во всех семьях (87%), вовремя организации игровой деятельности дома,  не уделяется внимание музыке. Многие родители, отвечая на вопросы: «Как часто, вы слушаете музыку с ребенком дома?», отвечали, что дома нет специальных сборников детских песен (10%), или что ребенок сам слушает музыку, когда смотрит по телевизору детские каналы (43%).

Мне удалось выявить и другие важные проблемы. Это скудность представлений родителей о том, какие виды музыкально-игровой деятельности, можно организовать с ребенком в домашних условиях. А также, к сожалению, далеко не все родители, интересуясь эмоциональными переживаниями своего ребенка, выясняют причину их возникновения. Это происходит не потому, что  маме или папе не интересно, почему у ребенка плохое или хорошее настроение, а потому, что они попросту не знают, как важно обращать внимание на переживания других людей. Таким образом, своим поведением родители дают ребенку поведенческий образец.

Учитывая полученные данные, я выстроила работу с родителями по двум направлениям:

1. «Музыка – друг и помощник», главной задачей работы в данном направлении я определила знакомство с музыкально–игровой деятельностью, и применение полученных знаний в  организации игровых моментов дома.

2. «Радуга эмоций» - в этом направлении работы решалась проблема повышения уровня знаний родителей об особенностях эмоционального развитии ребенка, знакомство с чувством эмпатии и умении развивать его и поддерживать в повседневной жизни детей.

Выбирая формы работы с родителями, я ориентировалась на их легкость, доступность, разнообразность.

В ходе реализации системы работы были проведены игровые тренинги: «Калейдоскоп эмоций», «Радость, грусть, печаль и злость – и откуда все взялось», «Эмпатия детскими глазами», «Эмпатия детей в поступках». На тренингах родителям предлагалось выполнить  игровые упражнения на определение эмоций (своих и окружающих людей), психогимнастики на снятие эмоционального напряжения,  игры, на создание благоприятной эмоциональной атмосферы дома.

На творческом вечере: «Волшебная музыка», родителям предлагалось выполнить задание, такое же, как и детям, нарисовать настроение музыки. Сравнение результатов, стало одним из самых эмоционально позитивных моментов вечера, а рисунки были собраны в выставку «Музыкальное настроение».

Были организованна работа родителей со специалистами, совместные творческие встречи «Полезная музыка», «По волнам мелодий», «Музыкальные игры дома», «Музыка спокойствия», «Музыка природы».

Благодаря проведенному вместе с музыкальным руководителем и психологом мастер-классу «Музыкальные инструменты своими руками», родители познакомились с системой музыкальных инструментов Карла Орфа, а так же с множеством интересных игр и упражнений.

В процессе работы был подобран большой объём консультативного материала: «Развитие эмпатии детей 3-4 лет», «Знакомим ребенка с эмоциями», «Музыкальный уголок дома», «Творим, что чувствуем- чувствуем, что творим», «Эмоциональное развитие детей 3-4 лет», «Музыкальная картотека дома» и многие другие.

Организованная таким образом работа, стала интересным и увлекательным приключением для родителей, они с большим энтузиазмом выполняли предложенные упражнения с детьми дома, разнообразили игровую деятельность и стали более внимательны к эмоциональному развитию своего ребенка. Приобретенные знания позволили им поддерживать развитие эмпатии у ребенка в повседневной жизни. Об этом свидетельствовали и полученные результаты, проведенного итогового опроса:

Играя дома с детьми, родители (75%) уделяют внимание выполнению музыкально-игровых упражнений, в каждой семье появилась картотека своих любимых произведений (95%), многие стали совместно с детьми устраивать домашние вечера «Слушания музыки», не прибегая к помощи детских каналов (70%).

Реализация программы позволяет не только эффективно развивать различные стороны эмоциональной сферы детей, но и тесно сотрудничать с  узкими специалистами дошкольного учреждения, психологом и музыкальный руководителем, а значит продуктивно использовать такую форму педагогической деятельности как, интегрированные занятия.

На  настоящий  момент  актуальным  остается  не  только  изучение      особенностей  развития эмпатии у  детей   дошкольного  возраста, но  и  разработка  развивающих программ   использующих весь потенциал музыкальной игровой деятельности.

Музыкально – игровая деятельность является эффективным, но недостаточно разработанным методом развития эмпатии. А ведь именно эта деятельность является наиболее интересной и занимательной для детей дошкольного возраста.