Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Лапина Ирина Валериевна
преподаватель МКТ РУТ (МИИТ),
Россия, г. Москва
Подростковый возраст — один из наиболее сложных периодов развития человека. Часто этот возраст называют «трудным».
У трудновоспитуемых подростков очень повышена сопротивляемость ко всякого рода воспитательным воздействиям, особенно со стороны педагогов.
Особое место в работе преподавателя с трудными детьми занимает диагностика, так как именно с неё начинается планирование всего учебно-воспитательного процесса.
Раннее выявление поведенческих проблем у подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно-коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростка. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребенка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
В работе с «трудными» подростками самая сложная задача педагога — найти ключик к пониманию «трудного» подростка, выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых подросток захотел бы изменить свое поведение. При разработке стратегии работы с такими подростками педагогам необходимо понимать, что за любым проблемным поведением учащегося стоят определенные мотивы. Воспитательная стратегия в каждом случае будет выстраиваться индивидуально, исходя из понимания причин поведения подростка.
Работая с «трудными» подростками преподавателю приходится преодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подросток приходит на занятие. И здесь очень важен момент создания взаимного контакта преподавателя и ученика, умение преподавателя вызвать доверие, интерес к себе и своему предмету.
Часто подросток сам не понимает, отчего он напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться незаметным, и чтобы его заметили и поговорили. Тончайшим инструментом воздействия на душу подростка является слово родителей, педагогов. Применяя его, необходимо соблюдать чувство меры, не переходить на крик. Крик — это педагогическое невежество. Он воспринимается детьми как несправедливость.
Анализируя особенности работы преподавателя с «трудными» подростками очень важно отметить, что, работая с такими подростками, преподаватель, прежде всего, должен видеть в «трудном» подростке, лучшее и опираться на это лучшее в своей работе с ним.
Умение педагога увидеть себя глазами подростка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к нам — вот шаги, позволяющие принять «трудного» подростка таким, какой он есть. Преподаватель может помочь «трудному» подростку только в том случае, когда он чувствует и понимает, что педагог понимает его проблемы. Только тогда подросток будет открыт для общения с нами, только тогда он пожелает изменить свое негативное поведение.
Понять, принять, помочь — основа психолого-педагогического подхода к «трудным» подросткам.