Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Работа с одарёнными детьми

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Семенихина Татьяна Алексеевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №10 2015»  (октябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 9404
Показать PDF версию Работа с одарёнными детьми
Семенихина Татьяна Алексеевна 
учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 2 
ст. Крыловской МО Крыловского района Краснодарского края

При всех существующих трудностях в сфере общего и полного среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося, одаренной личности.

Нельзя кого-либо изменить,
передавая ему готовый опыт.
Можно лишь создать атмосферу,
способствующую развитию человека.

К. Роджерс


Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Цели и задачи: создание условий для оптимального развития детей.

Функции учителя-предметника.

  • Выявление одарённых детей.

  • Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.

  • Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, фестивалям школьного, районного, краевого, всероссийского и международного уровней.

  • Отбор и оформление в течение года достижений одарённых детей. Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей.

  • Подготовка отчета о работе с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми мною ведется в плане развития организационных, учебно-познавательных (академических и интеллектуальных), информационных и коммуникативных компетенций через: 1) индивидуальную работу (консультации); 2) массовое участие в различных предметных и внеклассных конкурсах, фестивалях, олимпиадах различных уровней; 3) работу краевой заочной школы «Юниор»; 4) широкое использование компьютерной техники и Интернета; 5) создание портфолио достижений учащихся; 6) выпуск лингвистического журнала «Всякая всячина»; 7) сотрудничество с краевой детской газетой «Солнышко»; 8) чествование призеров и победителей на общешкольных линейках, 9) родительских собраниях; использование технологии развивающего обучения Д. Эльконина – В.Давыдова.

Обоснование актуальности
- Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.
- Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией.

- Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Уже в пятом классе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
Идея.
Учитель - координатор усилий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Цель: создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в средней школе.
Теоретическое обоснование
Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет, эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Описание опыта работы с одарённым ребёнком.
Работаю по названной теме с 1996 года, создала при этом свою систему. При всех существующих трудностях в сфере общего среднего образования для меня открываются новые возможности для развития личности учащегося, одаренной личности.

Принципы моей педагогической деятельности в работе
с одаренны­ми детьми:
· принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
· принцип свободы выбора учащимся дополнительных образова­тельных услуг, помощи, наставничества.

Этапы работы над проблемой.
Вся работа условно включает четыре этапа:
Организационный этап.
Главная задача на этом этапе – изучение методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов. Познакомилась с научными данными о психологических осо­бенностях и методических приемах работы с одаренными детьми;
Рассмотрела взгляды на понятие «одаренности» таких известных ученых, как Б. М. Теплов, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд и др. Изучила модели новых концептуальных решений таких исследователей, как: Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина.

Этап предварительного поиска.
Основной смысл работы на этом уровне состоит в том, чтобы увидеть в пятикласснике одарённого ребёнка. Некоторую информацию получаю от учителя начальной школы, но увидеть одарённость или хотя бы способность по моему предмету в первую очередь помогает тест по составлению слов из разбросанных по квадрату букв на время.

Этап оценочно-коррекционный.
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
Успешность работы с одаренными детьми на этом этапе во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией учащихся ещё в начальной школе. Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают содержание учения под руководством учителя и самостоятельно. На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, творческие работы, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Уже к концу первой четверти определяю, с кем из ребят смогу работать индивидуально для развития способностей ребёнка. Именно в этот период начинаю использовать программу кружка «Юнкоры», разработанную мною для развития творческого потенциала учащихся. Программа составлена по подобию разработанной Горбачёвой М.Ю. (учитель русского языка и литературы г. Новосибирска) программы для клуба «Лира». Творческие работы учащихся помогают отбирать материал для издаваемого с 1996 года лингвистического журнала «Всякая всячина», выделяя в нём такие разделы как «Проба пера», «Сочиняем сказки», «Пишем сочинения», «Конкурсы», «Письма», «Отзывы» и др. Даже среди способных ребят идёт соревнование: кто напишет лучше и чья работа будет помещена в журнале. При этом работает так называемый поощрительный приз за работу, представленную вовремя в электронном виде. Творческие работы ребята пишут дома или прямо на уроке в то время, когда работаю со слабыми учениками. Материалы «Всякой всячины» отбираем для публикации в краевой детской творческой газете «Солнышко». Отбираем материалы вместе с ребятами. Те, чьи работы отправляются в газету, стараются работать ещё с большей отдачей. Высокий уровень информационно-технического оснащения школы в сочетании с современными информационными технологиями позволяет совместными усилиями образовательного учреждения, семьи расширить охват одарённых детей новыми направлениями творческого досуга. Дети и родители учатся составлять презентации, занимаются поиском информации по подготовке сообщений и докладов в Интернете. Изучив работу учителя из Новосибирска Горбачёвой М.Ю. по созданию презентаций словарных слов, использую эту методику и у себя. В настоящее время учащиеся вместе с родителями уже создали презентации таких слов, как «ремень», «чехол», «фарфор», «акварель» и др.
Одарённые ребята учатся также в краевой заочной школе «Юниор». В подготовке выполнения работы учащимся большую помощь оказывают родители, работа со справочниками, энциклопедиями, а также индивидуальная работа учителя с ребёнком. Такую работу провожу с ученицами 5 класса Головко Ириной и Погиба Эльвирой. Подобная работа даёт свои результаты. Погиба Э. за третью работу получила 99 баллов, а Головко Ирина – 77.Изучив опыт работы МОУ СОШ № 2 г. Усмани Липецкой области, МОУ СОШ № 5 г. Обнинска по проведению и организации различных конкурсов школьного уровня с целью выявления одарённых и способных учащихся, тоже провожу либо после уроков, либо во время урока такие конкурсы, как «Самый грамотный», «Говори правильно», «Пятинерка», «Книга в моей жизни», «Традиции моей семьи» и др. Каждый конкурс обязательно завершается награждением грамотами или сладкими призами победителей. Это тоже даёт шанс на желание ребят в чём-то принимать участие. Отсюда и большое количество желающих участвовать в конкурсах разного уровня. Уже в этом году мы получили 22 диплома с таких конкурсов, как «Семейное путешествие по России», «Международный творческий фестиваль «Апельсин», «Международный творческий фестиваль «Южный полюс», «Международный творческий фестиваль «Звёзды нового века». Участвовали в международном конкурсе «Русский медвежонок», «Молодёжном филологическом чемпионате», во всероссийских конкурсах «Мы в ответе за тех, кого приручили», «Размышляем о профессии» - результаты ещё неизвестны. В последнее время веду работу с одарёнными детьми по созданию синквейнов на разные темы. Работу веду на уроке в форме индивидуальной карточки повышенной сложности. В результате в журнале «Всякая всячина» появился ещё один раздел, который так и называется «Синквейны». Исходя из опыта работы МОУ СОШ № « г.Усмани, которые считают, что к работе с одарёнными детьми относится и профильное и предпрофильное обучение, на занятиях курсов одарённые дети составляют тесты по темам занятия. Потом эти тесты решают более слабые учащиеся.Исходя из опыта работы с одарёнными детьми этой же школы, считаю, что большим стимулом может быть выдача стипендий и премий способным и отличившимся ребятам. Много внимания уделяю детям во время подготовки к олимпиадам. Работаю индивидуально по три часа в неделю и на каникулах, даю задания на дом. Во время индивидуальной работы с ребёнком даю ему много материала, выходящего за рамки школьной программы. Результат есть. Степанова Анастасия, выпускница 2012 года в Кубанском государственном университете получила медаль «Знаток русского языка». Она принимала участие в школьных и районных олимпиадах по русскому языку и литературе, начиная с 6 класса.

Также со способными ребятами создаём сборники по анализу стихотворений. Работа ученика имеет следующую форму: 1)титульный лист; 2)стихотворение поэта; 3)рисунок к этому стихотворению;4)анализ стихотворения. Такой вид работы помогает мне ещё найти и художников среди ребят, развивает речь, делает возможным анализировать любое прочитанное стихотворение.

В работе с одарёнными детьми использую следующие формы: творческие работы; предметные недели; олимпиады (разных уровней); конкурсы (Всероссийские, региональные, муниципальные, школьные); международные фестивали; лингвистический журнал «Всякая всячина»; сотрудничество с газетой «Солнышко»; индивидуальная работа с юнкорами; создание презентаций слов; создание синквейнов; индивидуальная работа по подготовке к конкурсам и олимпиадам; дидактические лингвистические проекты; сборники по анализу стихотворений.

Этап заключительного отбора.
Я, как учитель, продолжаю отслеживать успехи тех детей, которые подавали надежды в разных направлениях. Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Предполагаемые результаты: увеличение числа одарённых детей, которым оказывается поддержка;
создание банка данных, включающих в себя сведения о детях с различными типами одарённости количественные показатели успешности учащихся (олимпиады, конкурсы, НПК); качественные показатели по реализации спроса на удовлетворение потребности одаренных детей в средней школе;
разработка системы для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности; обобщение результатов работы с одаренными учащимися в школе.

Результаты работы
Важным фактором, влияющим на развитие одаренных учащихся и на выявление скрытой одаренности и способностей, является воспитательная система, работа на доверии с обучающимися. Основой такой системы выступа­ет рейтинговая система оценки деятельности учащихся класса.
Годовой рейтинг учащихся состоит из разделов: активность учащихся во внеклассной деятельности; активность учащихся в спортивных соревнованиях; первом и втором разделе фиксируются: дипломы, грамоты, сертификаты, уровень мероприятия, степень заслуг; учёба.
В конце года подводится итог. Результатом такой работы является отличное портфолио Анастасии Степановой, за что она была награждена дипломом первой степени и ноутбуком краевой администрацией. Хорошее портфолио в прошлом году собрали Детко Виктория и Нагаев Александр. В этом году уже достаточно хорошее портфолио собрала ученица 5 класса Головко Ирина.
В конце учебного года обычно провожу родительское собрание и праздник для учащихся, где отмечаю достижения детей в научной, спортивной, культурной деятельности. Все юные таланты обязательно отмечаю дипломами и ценными подарками. Грамотами награждаю и родителей таких ребят.Начиная с 2005 года, мои учащиеся заработали более 350 грамот, дипломов. Победителями международного фестиваля «Гренадёры, вперёд!» являются Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Поликарпов Игорь, Нагаев Александр, Федоренко Денис. 1 место заняла Степанова Анастасия во Всероссийском конкурсе «Размышляем о профессии». Лауреатами фестиваля творческих работ «Сочи -МОСТ» являются Захарова Ольга и Васильева Милена. Дипломом 2 степени Всероссийского филологического чемпионата награждена Сидоркина Анастасия и дипломами 3 степени награждены Детко Виктория, Кобушко Екатерина, Ксёнз Анна, Назарова Виктория и Степанова Анастасия . Степанова Анастасия завоевала 2 место в краевом конкурсе юных журналистов. 1место у Анастасии Степановой, 2 место у Захаровой Ольги Шестаковой Анастасии, Исмаилова Руслана, 3 место у Назаровой Виктории по итогам краевого конкурса «Моя мечта». Все они были награждены не только дипломами, но и мягкими игрушками. Победителями и призёрами международного конкурса «Русский медвежонок» на районном уровне являются Степанова Анастасия, Федоренко Кристина, Детко Виктория, Головко Ирина, Затонская Диана. Дипломами 3 степени международного конкурса «Зелёная планета» награждены Быкодорова Мария и Синько Владислав.Ежегодно мои учащиеся являются победителями и призёрами Всероссийских олимпиад среди школьников по русскому языку и литературе школьного и муниципального уровней: Степанова Анастасия, Кадина Валерия, Детко Виктория. Захарова Ольга была победителем и зонального уровня. У неё 4 место в краевой олимпиаде по литературе. Моих учащихся приглашали на юбилей краевой детской творческой газеты «Солнышко», где их наградили грамотами и подарили подарки. Назарова Виктория была приглашена в Геленджик на Всероссийский творческий фестиваль «Дети и книги».Степанова Анастасия, Сидоркина Анастасия, Детко Виктория, Головко Ирина и Погиба Эльвира успешно обучались и обучаются в краевой школе «Юниор».
Проблемы и перспективы развития опыта
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в организации работы с одарёнными детьми, которые выражаются в следующих противоречиях:
- между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базой для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе;
- между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются;
- между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и несоответствием общего уровня культуры;
- между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей.
И всё же, работая с одарёнными детьми много лет, я пришла к выводу: очень важно, чтобы зерна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребенком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, который бы поспособствовал развитию таланта, научил бы ребенка трудиться. Кто как не учитель сегодня может помочь детям раскрыть свои таланты. Поэтому, в перспективе я планирую продолжать работу с одарёнными детьми.

Литература

1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№ 6 .
8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
11. Психологическая энциклопедия. 2-е изд./Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
12. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М.: «Владос» – 1996.
13. Савенков. А.И. Одаренные дети в школе и дома. – М., 2000.