Зарубина Лариса Валентиновна
Методическая разработка.
Актуальность проблемы:
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Для умственного развития существенное значение имеет приобретение дошкольниками математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, необходимых для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач, а так же для обучения в младших классах средней школы. У каждого дошкольника имеется спонтанно накопленный чувственный и интеллектуальный опыт, он может быть объёмным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло — вот что необходимо в процессе обучения и познавательного общения, чтобы и то и другое стало развивающим.
Введение:
Практика обучения показала: на успешность влияют не только содержание предлагаемого материала, но и форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей.
Работу в старшей группе строят таким образом, чтобы не только обеспечить прочное усвоение детьми знаний, но и развить произвольное внимание, память, интерес к приобретению знаний, воспитать нравственно-волевые качества, необходимые им как будущим школьникам. В календарном плане на неделю, помимо занятий по математике, предусматриваются и другие формы обучения: дидактические игры и игровые упражнения, наблюдение за окружающим (с целью формирования математических представлений) и др. В рабочей программе воспитателя указываю программные задачи и количество занятий , которое необходимо для их изучения. В работе с дошкольниками 5-6 лет повышается роль словесных приемов обучения. Направляют и планируют деятельность детей в основном с помощью указаний и пояснений. Вопросы в ходе объяснения («Как еще можно сделать? Проверить? Сказать?») побуждая ребенка искать разные способы решения задачи. Детей учат находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Педагог вызывает как можно больше детей для выполнения коротких заданий у своего стола, на наборном полотне (добавить, убрать предмет, составить пары предметов, что-то показать и т.п.) На каждом занятии следует проводить работу с раздаточным материалом. Оно формирует у детей необходимые умения и навыки, помогает им лучше осознать способы действия, позволяет педагогу судить о том, как воспитанники восприняли и усвоили новое. В ходе работы с раздаточным материалом воспитатель оказывает индивидуальную помощь тем, кто в этом нуждается; спрашивает детей , как и почему он делает. Один ребенок может выполнять задание у доски, поясняя свои действия. После выполнения детьми каждого задания организуется коллективная проверка его результатов. Воспитатель оценивает их деятельность, предлагает исправить ошибки и только после этого дает новое задание. По мере накопления детьми опыта следует давать им возможность сначала высказывать предположение о том, что и как надо делать (построить ряд предметов, сгруппировать их и пр.), а затем выполнять практическое действие. Таким образом, дети будут учиться планировать способ и порядок выполнения задания.Правильные обороты речи усваиваются детьми путем неоднократного их повторения при выполнении вариантов упражнения одного типа. Интерес к ним поддерживают у детей небольшим варьированием приемов работы сменой наглядного материала («Отсчитай сколько квадратов, сколько игрушек стоит, и др. ») В старшей группе следует использовать комбинированные упражнения, на которых можно решать одновременно 2-3 задачи из разных разделов Программы. В конце занятия проводят игровые упражнения или дидактические игры, в которых участвуют все дети. В старшей группе начинают использовать словесные игры, в основе которых лежат действия по представлению: «Скажи наоборот», «Кто быстрее назовет?», "Что длиннее (короче)? и др. Воспитатель постоянно вносит в занятия элементы игры (поиск, угадывания) и соревнования («Кто быстрее найдет? принесет? назовет?), прибегает к показу интересных картинок, чтению стихотворений, загадок математического содержания. Нужны задания, связанные с выполнением движений. На 12 —14-й минуте занятия проводится динамическая пауза. Ее содержание по возможности должно быть связано с темой занятия.На занятиях по математике используется большое количество пособий. Подготавливая их, целесообразно сверху класть те, которые потребуются в первую очередь. Помещают пособие слева от ребенка, по мере использования он откладывает их направо от себя. Мелкий счетный материал дети берут с общего подноса. Педагог распределяет, что должны сделать по организации рабочего места, уборке пособий после занятия дежурные, а что — каждый из воспитанников.
Используемая литература:
- Воспитание детей в старшей группе детского сада: В77 Пособие для воспитателя дет. сада /В.В.Гербова, Р.А. Иванкова, Р.Г. Казакова и др.; Сост. Г.М.Лямина
- «Математика в детском саду» В.П.Новикова.
- Программа воспитания и обучения в детском саду. «От рождения до школы» под редакцией Вераксы.