Евразийский
научный
журнал

"Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Катернюк Елена Григорьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2016»  (май)
Количество просмотров статьи: 2317
Показать PDF версию "Экологическое воспитание младших школьников в рамках реализации ФГОС"

Катернюк Е.Г., учитель начальных классов



                                             

 «Все усилия при воспитании останутся тщетны,

                                              если вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы»

                                            Д. Рескин.

Главной задачей экологического воспитания детей в современном технологическом мире,  является формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место.

От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Бережное отношение к природе должно стать нормой поведения людей. Ребенку надо с детских лет внушать, что любить природу – значит творить добро, и заставить его задуматься над тем, что можно сделать, чтобы наша земля стала краше, зеленей, богаче.

Изменения в общественной жизни, современном образовании требуют развития новых педагогических технологий, направленных на индивидуальное развитие личности, творческой инициаций, навыков использования информационных технологий, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Экологическое образование и воспитание в школе способствует формированию у  детей активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по охране природы, творческого подхода к изучаемым вопросам в условиях коллективной жизни в природе и школе.

Одним из основных направлений в экологическом просвещении и формировании экологической культуры населения является массовая работа.

Учащиеся школы принимают активное участие в различных акциях, конкурсах, проектах, экологических субботниках, посадке деревьев и кустарников, разбивке цветников.

Внимание уделяется выявлению и ликвидации свалочных очагов. В ходе проведения акции «Чистый хутор», при участии родителей, жителей хутора был собран мусор, в основном из пластиковых, стеклянных бутылок, пакетов из- под сока, остатков полиэтиленовых отходов. Весь собранный мусор был вывезен администрацией поселения.

Акция «Чистый берег» объединила усилия школьников и взрослого населения. Берега рек Солёный, Ширина были очищены. Участниками экологического клуба создан социальный проект «Экология реки Солёной». Работа в этом направлении не должна носить единичный характер, поэтому уборка прибрежных территорий продолжается весной и осенью.

Учащиеся младших классов становятся активными участниками мероприятий, направленных на профилактическую работу с населением, по предупреждению загрязнения окружающей среды.

Проводились библиотечные уроки, читательские конференции  экологической тематики. В библиотеках   постоянно формируется фонд литературы природоохранной тематики. Участниками  клуба «Юный эколог» оформляются информационные уголки Дней защиты от экологической опасности, выпускаются буклеты, листовки, плакаты.

Ежегодно учащиеся  участвуют в   Международной символической  акции «Час Земли». В последнюю субботу марта люди во всем мире, неравнодушные к судьбе нашей планеты, отключают свет на час.

Ежегодно проходит заседание экологического клуба, представленного кружками «Юный эколог», «Доноведение», «Туризм». Учащиеся провели большую подготовительную работу. Организовали мероприятия по противопожарной безопасности: местному населению розданы  листовки с призывом сохранить природу от пожара, проведен ряд экологических субботников. Каждый из участников подготовил свое выступление по противопожарной тематике, это и театрализация, и презентации о пользе и вреде пожаров в степи, прозвучали песни, стихи. Работы детей имеют практическую значимость, результаты работ могут быть использованы на уроках и во внеурочной деятельности.

Инспектора службы МЧС проводят профилактические беседы с учащимися по противопожарной тематике.

Младшие школьники приняли участие в Празднике древонасаждения, который проводится ежегодно в каждую вторую субботу апреля.

Педагог создаёт условия для приобретения учащимися жизненно важных знаний, умений, навыков, для становления полноценной, духовно богатой личности. И пусть пока ребёнок не проявляет «взрослых форм» экологической культуры. Но в результате  работы педагога по экологическому воспитанию, у школьников будет сформирована инновационная, учебно – исследовательская, коммуникативная, творческая, проектная, и интеллектуальная деятельность. Формируются навыки самостоятельного применения полученных знаний и способов решения различных задач.