Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Пути экономии топливно-энергетических ресурсов в пищевой промышленности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Азаматов Айрат Рустемович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2017»  (июнь, 2017)
Количество просмотров статьи: 1920
Показать PDF версию Пути экономии топливно-энергетических ресурсов в пищевой промышленности

УДК 349

Азаматов А.Р.
Студент
2 курс магистратуры,
факультет «Управление и сервис»
Отделение «Юриспруденция»
Санкт-Петербургский аграрный университет
Россия г. Санкт-Петербург
Научный руководитель: Оль Екатерина Михайловна
Кандидат юридических наук,
доцент

Azamatov A.R.
Student
2 year of master's degree,
faculty «Management and service»
Branch Jurisprudence
St. Petersburg Agrarian University
Russia St. Petersburg
Scientific adviser: Ol Ekaterina Mihajlovna
Candidate of Law,
Associate Professor

Аннотация: Агропромышленный комплекс в Российской Федерации на современном этапе является довольно энергоёмким. Удельный расход энергоресурсов в аграрной промышленности России намного превышает соответствующие показатели зарубежных государств. В добавок от прошлого современным российским аграриям и животноводам достались затратные технологии.

Ключевые слова: энергосбережение, агропромышленный комплекс, сельское хозяйств, правовое регулирование

Ways to save fuel and energy resources in the food industry

Annotation: the agro-industrial complex of the Russian Federation is quite power-intensive at the present stage. A specific consumption of the energy resources of the agricultural industry in Russia is much higher than the relevant indicator of foreign countries. In addition, the modern Russian farmers and livestock farmers have got wasteful technologies from the past.

Key words: energy saving, agricultural sector, agriculture, legal regulation.

Энергосбережением называется процесс рационального (продуктивного) распоряжения материально-технических, топливно-энергетических, финансовых и ряд других ресурсов. Цель энергосбережения — производство высококачественной сельскохозяйственной продукции при минимальном количестве затрат на финансовые и топливно-энергетические ресурсы с сохранением максимальной экономической отдачи.

В соответствии с Федеральным законом «Об энергосбережении» под энергосбережением понимается осуществление правовых, организационных и финансово-экономических мер, нацеленных на эффективное использование топливно-энергетических ресурсов с использованием в сельскохозяйственном обороте восстанавливаемых источников энергии. Целью энергосбережения государства является правовое, финансово-экономическое, организационное регулирование деятельности в сфере энергосбережения.

Стоит выделить, что основным направлением энергосбережения является не только экономия топлива и электричества, но и снижение энергоемкости производства в целом при помощи уменьшения потребности в энергетических мощностях (оборудования и техники) и применения альтернативных источников энергии.

Главным фактором неконкурентоспособности сельскохозяйственной промышленности является нерациональное использование технико-энергетических ресурсов. Неправильное сокращение потребления топливно-энергетических ресурсов приводит:

· к нарушению технологических операций;

· к росту сроков выполнения механизированных работ;

· к убыли урожайности культур;

· к убыли продуктивности скота;

· к потере качества продукции.

Суть энергосбережения раскрывается при анализе структуры расходов предприятий в производстве АПК. Если рассмотреть разные отрасли сельского хозяйства, то использование топливно-энергетических ресурсов заметно отличается, т.к. растениеводство приоритетно потребляет ГСМ, а в животноводстве большая нагрузка приходится на электроэнергию.

Исходя из данных Энергетической стратегии Российской Федерации до 2030 года, целю энергетической политики является повышение энергоэффективности экономики. При этом государство производит инвестиции, для того, чтобы заинтересовать потребителей в рациональном использовании энергоресурсов и увеличении собственной энергетической эффективности.

Согласно статье 4 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о внесений изменений в отдельные законодательные акты РФ» правовое регулирование в сфере энергосбережения и увеличения энергетической производительности основывается на нижеперечисленных принципах:

1) эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов;

2) поддержка и стимулирование энергосбережения, повышение коэффициента энергоэффективности;

3) системность и комплектность при проведении процедур по энергосбережении и повышении энергоэффективности;

4) составление стратегии по сбережению энергии и повышения энергоэффективности;

5) потребление энергетических ресурсов с учетом производственных, технологических, ресурсных, социальных и экологических условий.

Указ Президента Российской Федерации от 13.05. 2010 года № 579 «Об оценке рентабельной деятельности исполнительных органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области энергосбережения и увеличение энергетической эффективности» экспертами рассматривается как механизм контроля за исполнения закона об энергоэффективности органов местного самоуправления.

Закон об энергоэффективности написан таким образом, что без своего большого объема нормативно-правовых актов он функционировать не может. Пример: статья 14 Закона акцентирует разработку муниципальных и региональных программ в сфере энергосбережения и повышение энергетической эффективности в АПК.

Вышеперечисленные методы учитываются с результатом Постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12. 2009 года. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышениия энергетической эффективности» и от 15.05. 2010 г. N 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и увеличения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности», а также Приказа Минэкономразвития России от 17.02.2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».

Правовое регулирование в энергосбережении и повышении энергетической эффективности стало возможно благодаря основным показателям Федерального Закона «Об энергосбережении и об увеличении энергоэффективности, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который стал новым законодательным актом в этапе регулирования вышеуказанных общественных отношений. С принятием данного закона появилась возможность применения ранее запланированных подходов правового регулирования отношений, складывающихся в процессе пользования энергоресурсами в аспекте разумного использования и сохранения.

Положительное функционирование Закона об энергосбережении и увеличении энергетической эффективности напрямую зависит от объема вложений финансовых средств для инвестиций в данной сфере и благоприятного восприятия обществом идей данного закона. Примером является часть населения, не поддерживающая запрет в обороте ламп накаливания, водимый статье 10 Закона, подтверждением является обращение по данной проблеме в Конституционный суд РФ.

Методичная деятельность по решению выявленных уязвимых проблем, и в числе первостепенных мер — совершенствование базового законодательного акта в исследуемой области способны благоприятно повлиять на успешность правового регулирования в сфере энергосбережения и повышения энергетический эффективности, сделать его по-настоящему эффективным.

Литература:

  1. Воротникoв И.Л. Рыночнo-государственный механизм управления ресурсосбережением в АПК // Сельскoхозяйствeнная техника: обслуживание и ремонт. 2012. № 2. С. 3–4
  2. ФЗ «Об энергoсбережении и о повышении энергетической эффeктивности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
  3. Приказа Минэкономразвития РФ от 17.02. 2010 г. № 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергoсбережения и повышения энергетической эффeктивности, который может быть использован в целях разрабoтки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
  4. Постановлений Правительства Российской Федерации от 31.12. 2009 г. № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергoсбережения и повышения энергетической эффективности».
  5. Постановлений Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 г. N 340 «О порядке установления требований к программам в области энергoсбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности».
  6. Энергетическая стратегия РФ на срок до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 года № 1715-р.
  7. Федеральный закон от 26.03. 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
  8. Правовое регулирование в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности: особенности и проблемы. (Игнатьева И. А.) («Энергетическое право», 2011, № 1).