Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Алиева Лейла Ягуб кызы,
Рязань, РГУ имени С.А. Есенина
Научный руководитель
Евтешина Наталья Викторовна
кандидат психологических наук,
доцент РГУ имени С. А. Есенина г. Рязань
selverangels@mail.ru
В современном обществе требуется профессионализм от всех, но в основном от врачей. т.к. от них зависит здоровье и жизнь людей. Из-за неудовлетворенности общества оказываемой медицинском помощи актуально гуманизация медицинского образования, личностно- профессиональное развитие будущего врача, в особенности его ценностно смысловой сферы и морально- нравственных качеств.Важно совершенствовать систему Высшего Профессионального Образования в медицине. По причине возрастных особенностей период обучения в ВУЗе является важным для профессионального самоопределения, становления студента. [2, с. 47].Профессиональное становление является базовым в развитии личности специалиста. Психолого- педагогическое сопровождение профессионального становления представляет собой целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности будущего специалиста. Профессиональное становления личности с позиции деятельностного подхода рассмотрим и личностного. Под деятельностным подходом понимается методологическое направление исследований становления и функционирования психики человека с позиций категории «деятельность». Б.Ф.Ломов отмечал, что содержание этого подхода напрямую связано с пониманием сущности деятельности как общенаучной психологической категории. Вклад в развитие категории деятельности и процесс деятельностного подхода внесли: Б.Г.Ананьев. Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Р.Лурия, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов. С.Л.Рубинштейн. Особую роль внесли А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн. Процесс деятельностного подхода зарубежными учеными изучался: Л.Сев, М.Форверг. В отечественной психологии можно выделить несколько подходов, ориентированных на целостное осмысление профессионального становления личности. К числу наиболее распространенных относится подход с позиций понятий профессиональной пригодности, который берет свое начало с известных работ Ф. Паркинсона. В рамках данного подхода процесс профессионализации рассматривается как формирование или достижение профессиональной пригодности, ведущими критериями которой являются профессиональная эффективность и удовлетворенность трудом. Существенный вклад в развитие психологической концепции профессионализации как целостного процесса внесли исследование Е. А. Климова [5,99]. В его работах сформулировано представление о личности профессионала, выявлены основные противоречия профессионального развития и этапы становления субъекта труда, сформулировано понятие индивидуального стиля деятельности. Существенный вклад в развитие общей теории профессионализации делается в исследованиях проводимых в рамках акмеологического направления (Ананьев Б.Г, Кузьмина Н.В.). Наиболее последовательно целостная концепция профессионализации разрабатывается в трудах Кудрявцева Т.В. В рамках данной концепции профессионализации рассматривается как целостный процесс профессионального становления личности и обретения ею социальной зрелости. «Профессиональное становление»- отмечает Т. В. Кудрявцев- не кратковременный акт, охватывающий лишь период обучения и воспитания в стенах одного из типов профессиональных учебных заведений. Оно- длительный, динамичный многоуровневый процесс, состоящий из четырех основных стадий. Переход к каждой последующей стадии закладывается в ходе предыдущей и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и нередко даже кризисных ситуаций, поэтому в ходе исследования рассматривались студенты 1, 3 и 5 курсов, т.к. кризисные ситуации возникают в процессе обучения в ВУЗе на этих курсах. [1 с.45]. Под «кризисами» понимаются непродолжительные по времени (периоды) до года кардинальной перестройки личности, изменение вектора ее профессионального развития. 1 курс- кризис учебно- профессиональных ожиданий( порождается противоречие между ожиданиями недавних абитуриентов относительно избранной профессии, учебы в вузе (последними зачастую диффузно- идеализированы, положительно эмоционально окрашенный характер носит) и реальные условия учебного процесса, в рамках которого происходит первое знакомства с профессией, с преподавателем, постепенно нейтрализующее первоначальную эйфорию. 3 курс- кризис личностно- профессионального самоопределения, нередко совпадает по времени с начальной специализацией студентов. Возникает на основании противоречия между полученными за первые годы учебы знаниями, информацией о профессии и личности профессионала к появлению некоего идеального образа, предъявляющего завышенные требования к специалисту и представлениями о собственных профессиональных способностях, личностных качеств. 5 курс- кризис трудоустройства. Базируется на противоречие между желанием найти место работы, планирование карьеры, переживание неготовности начать самостоятельную трудовую деятельность, ощущение перегруженности теоретическими знаниями и недостаточности практической подготовки.
Профессиональное становление состоит из трех этапов: подготовительный, основной, послевузовкий.
Основной этап включает:
Система критериев профессионального становления это познавательные, эмоциональные, деятельностные, регулятивные. [2 с.78]
В основу работы взята концепция Поваренкова Ю. А.
Стадии профессионального становления:
Основными критериями при изучении вопроса профессионального становления студентов- медиков являются:
Профессиональная идентичность- психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной профессии и определенному профессиональному сообществу.
Литература