Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Психолого-педагогические особенности развития общекультурных компетенций у студентов - будущих юристов

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Акматбекова Анара Акимбековна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 2935
Показать PDF версию Психолого-педагогические особенности развития общекультурных компетенций у студентов - будущих юристов

Акматбекова Анара  Акимбековна, магистрант Московского государственного областного университета,

Виттенбек  Виктор Константинович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Московского  государственного областного университета



В статье рассматриваются психолого-педагогические особенности развития общекультурных компетенций у студентов – будущих юристов и влияние уровня развития общекультурных компетенций на формирование профессиональных компетенций юристов.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, психолого-педагогические условия, формирование и развитие компетенций, обучение, воспитание, содержание образования.

Актуальность исследования определяется требованием современного общества к образовательному уровню подготовки юристов. Названное обстоятельство обусловливает специфику объекта исследования, психолого-педагогическое особенности развития общекультурных компетенций у студентов будущих юристов.

Рассмотрим значение понятия «юрист» (от лат. jus — право) (нем. Jurist, англ. Jurist). Согласно толковому словарю русского языка слово (термин) «юрист» имеет три значение: 1) специалист с юридическим образованием; 2) практический деятель в области права; 3) студент юридического учебного заведения [Ефремова, 2000].

Левитан К.М. определяет юриста как специалиста, имеющего юридическое образование (высшее или среднее профессиональное), профессионально разбирающегося в праве, знающего законы и умеющего их правильно применять» [4, с.137].

Таким образом, «настоящий» юрист:

1) имеет профессиональное юридическое образование;

2) обладает специальными юридическими знаниями;

3)  умеет применять свои знания на практике.

Как правило, получив специальность юриста, специалист в области юриспруденции выбирает для себя одну из многочисленных юридических профессий. Он может стать адвокатом, прокурором, судьей, нотариусом, юрисконсультантом, для этого выпускники юридического вуза должны владеть общекультурным и профессиональным компетенциями.

 Ученые по-разному определяют понятие «компетентность», но в сущности приходят к одному пониманию «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо», «осведомленность, правомочность», «авторитетность, полноправность». Термин «компетентность» (лат. competentia, от competo – совместно, достигаю, добиваюсь, подхожу) сегодня применяется в контексте эффективности в жизнедеятельности человека. Слова «компетенция» и «компетентность» в некоторых случаях употребляются как синонимы, но чаще они различаются (2, с.243).

В педагогике  пути и приемы развития общекультурной компетентности исследовали Б.М. Бим-Бад, Т.Г. Браже, И.Б. Ворожцова,  В.В. Давыдов, В.В. Краевский, О.Е. Лебедев, Г.П. Щедровицкий и др. При этом общекультурная подготовка рассматривается в литературе, в основном, как часть профессиональной подготовки специалиста или как часть его деятельности и личностного опыта [Троянская, 2007].

          Рассматриваются различные виды компетенций выпускника юридического вуза: ключевые компетенции, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, профессионально-профильные компетенции.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у обучающегося развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных.

Общекультурные компетентности имеют двойственный смысл: с одной стороны, они не являются профессионально обусловленными, ими должны обладать все специалисты независимо от сферы их деятельности; с другой – они образуют базу для учебных и в дальнейшем профессиональных компетентностей и позволяют им более полно реализовываться.

Профессиональные компетенции – готовность (способность) специалиста на основе сознательно усвоенных знаний, умений, приобретенного опыта, всех своих внутренних ресурсов самостоятельно анализировать и практически решать значимые профессиональные проблемы, ключевые и типичные производственные задачи (проблемные ситуации).

При подготовке юриста ФГОС ВПО предусматривают в качестве конечного результата обучения на каждом уровне подготовки и направления – освоение следующих общекультурных компетенций: «обучающийся осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4); обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6); стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7); способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8); способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9); способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10); владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-11); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-12); владеет необходимыми навыками профессионального общения на иностранном языке (ОК-13); владеет навыками ведения здорового образа жизни, участвует в занятиях физической культурой и спортом (ОК-14)» [ФГОС ВПО 030900 Юриспруденция, 2010].

Развитию вышеуказанных общекультурных компетенций  у студентов – будущих юристов способствуют в значительной степени соответствующие педагогические условия, то есть образовательная среда вуза. При развитии личности человека, во время получения высшего образования, студенческий возраст (поздняя юность от 18 до 23 лет), по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий, у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности [Ананьев, 1974].

 В своем учении о развитии личности К. Юнг обозначил лишь два основных периода, он их относит к первой и второй половине жизни индивида. Период юности и молодости, к которому относится возраст студента, согласно концепции Юнга, относится к первому периоду и для него характерны следующие особенности: в первый период у человека все более преобладает экстравертированная установка, он обращен преимущественно к внешнему миру, стремится к взаимодействию со своим социокультурным окружением, к общению с людьми. Процесс обретения человеком своей самости Юнг называет индивидуализацией [Юнг, 1996].

Обучать и воспитывать юристов в вузе – это две взаимосвязанные стороны единого образовательного процесса, цель которого заключается в содействии становлению и развитию профессионально компетентной личности юриста, обладающего профессионально и социально значимыми качествами для успешного выполнения профессиональной деятельности. Важнейший путь формирования и развития профессионально значимых качеств личности юриста – активная деятельность студентов, выполнение учебных, профессиональных, общественных задач, которым обычно предшествует создание их ориентировочной и мотивационной основ [4, с.146].

Кроме того, во время учебы, необходимо организовывать различные ролевые игры (например, судебный процесс), использовать активные методы обучения, организовывать экскурсии, с целью усилить интерес к учебе через внеаудиторную работу, проектирование и т.п.

Обобщая изложенное, отметим, что, развивая общекультурные и профессиональные компетенции у будущих юристов,  мы достигаем свою поставленную цель: они могут быстро анализировать полученную информацию; принимать решения на основе закона; они обладают коммуникативной компетенцией;  владеют культурой мышления;  соблюдают принципы этики юриста; учатся самостоятельно приобретать знания и т.д. Все эти качества входят в состав профессиональных и общекультурных компетенций, сформированность которых, наряду с усвоенными знаниями, умениями и навыками, являются результатом высшего профессионального образования.   









Список использованной литературы

1. Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. - Л., 1974.-280 с.

2. Беляев В.И. Методология педагогического исследования. – М:. 2013. – 510 с. 

3. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Дрофа, Русский язык, 2000 г. 1233 с.

4. Левитан К.М. Юридическая педагогика: учебник. – М.: Норма, 2015. - 432 с.

5. Троянская Л. С. Развитие общекультурной компетенции в процессе образования. - Ижевск, 2004. - 100с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр"). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 мая 2010 года N 464. - 3 с.15.

7. Юнг К. Структура психики и процесс индивидуализации / К. Юнг. - М.: Наука, 1996. - 269 с.