Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Нурмаматов Абдумалик Шерматович
Старший преподаватель
регионального центра повышения квалификации
и переподготовки работников народного образования
при Термезском государственном Университете,
Гадоева Тухфа Жумакуловна
психолог
общеобразовательной школы №16 Узунского района,
Кадирова Зебунисо Маликовна
психолог
общеобразовательной школы № 3 города Термез
Повышение роли и значения ориентации школьников на подготовку к самостоятельному и обоснованному решению выбора сферы трудовой деятельности, формирование у них социально-психологической зрелости при решении сложного вопроса выбора профессии требует, прежде всего, знания научных основ процесса профессионального самоопределения личности.
В процессе профконсультационной работы недооценивается его саморегулятивные возможности, не стимулируется собственная активность. Важность и сложность решения этой задачи настоятельно требуют рассмотреть концепцию профессионального самоопределения, в которой личность выступает как активный участник процесса подготовки.
Для развития теории профессионального консультирования важное значение имеет знание психологических закономерностей развития человека в профессиональном отношении на разных возрастных этапах и руководство его деятельностью в самоопределении на основе этих закономерностей. Предмет профконсультации включает условия и закономерности становления, формирования субъекта деятельности на стадии оптации (вынашивания решения о профессиональном старте), а практика профконсультации определяется им как частный случай взаимодействия определенного формирующегося субъекта деятельности с требованиями общества в отношении нужной ему производительной силы.
В психологии под самоопределением личности понимается сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. Определение собственной позиции — сложный процесс, характеризующийся определенными закономерностями.Однако в силу недостаточного жизненного опыта учащимся трудно оценить себя и принять обоснованное решение о выборе профессии. В этом случае представляет интерес, при каких условиях и в какие периоды формирования личности ею осознаются отдельные этапы самоопределения, какова динамика данного процесса.Проблема самоопределения, не может быть решена в отрыве от проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром. Изучение психологии деятельности, всегда реально исходящей от личности как субъекта этой деятельности, было, по существу, изучением психологии личности в ее деятельности — ее мотивов (побуждений), целей, задач. Существенным, определяющим, не биологические, а общественные закономерности развития человека. Суть заключается в том, что необходимо изучать «реальных жизненных индивидов» в их реальной обусловленности. Процесс становления человеческой личности включает в себя, сознание и самосознание, которые определяют процесс развития сознательной личности.
Сознание определяется как высший уровень психического отражения деятельности, присущей только человеку.Самосознание, является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы реальное становление школьника практическим субъектом, сознательно выделяющимся из окружения. У юноши совершается эта работа; вырабатывается практическое мышление, формируется мировоззрение; к тому же приближение поры вступления в самостоятельную жизнь невольно с особой остротой ставит перед ним вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности. Это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к значительному развитию самосознания.
Развитие самосознания проходит ряд ступеней — от наивного неведения в отношении самого себя до адекватной самооценки. В процессе развития самосознания школьника центр тяжести переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отражения более или менее случайных черт к характеру в целом. Процесс профессионального самоопределения предполагает анализ взаимодействия двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующаяся система, с другой стороны — система общественного ориентирования молодежи в решении вопроса о сознательном выборе профессии. При этом процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением и углублением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профессии.
Психологическое содержание процесса профессионального самоопределения состоит не только в направленности на выбор конкретной профессии, но и в нахождении внутренних, психологических оснований этого выбора, возникает потребность в осознании собственных качеств и возможностей в связи с задачей определения жизненного пути. Субъективно эта духовная потребность переживется юношами и девушками как стремление понять свое призвание, разобраться в возникающих колебаниях и сомнениях. В этой связи содержание процесса профессионального самоопределения включает знания о субъективных основаниях своего выбора, ориентировку в самом себе, необходимую для регулирования собственной активности. Эта задача разрешима, поскольку ограниченность профессионального самосознания в ранней юности обусловлена не. столько возрастными особенностями, сколько ограниченностью опыта трудовых отношений и психологической непросвещенностью, то есть факторами, поддающимися коррекции.
Потребность в профессиональном самоопределении является одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста.
В отношении подросткового возраста выбор профессии может быть осуществлен под влиянием случайно возникшего интереса или других обстоятельств (подражание товарищам, влияние родителей). При этом подростки часто практически ничего не знают об избранной профессии или имеют поверхностное представление о ней. На стадии формирования профессиональных намерений существенное значение для динамики профессионального самоопределения имеют: жизненные перспективы, реализуемые в представлениях о будущих профессиональных достижениях; прошлый опыт личности; уровень развития ее специальных способностей; содержание образования; престижность профессии или специальности; уровень первоначальной ориентировки в различных сферах профессиональной деятельности.
Следует отметить также, что динамика профессионального самоопределения характеризуется противоречиями. Наиболее общим из них является противоречие между потребностью человека в профессиональном самоопределении (которая в различных случаях может выражаться как потребность в приобретении определенного социального статуса, в самореализации, самоутверждении) и отсутствием необходимых знаний о профессии, о себе, о мире профессионального труда.
Одним из компонентов профессионального самоопределения выступает жизненный план.
Так, жизненный план в точном смысле этого слова возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. Он возникает в результате общения со взрослыми, в процессе которого уточняются мотивы выбора. Школьник, в профессиональном отношении еще никто, «чистая потенция», он может стать и слесарем, и врачом. Выбор специальности позволяет молодому человеку предметно реализовать его силы и способности. Но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности. Ситуация выбора часто порождает раздумья, сомнения, колебания у молодого человека. Причем у зрелого человека она предполагает подведение итогов жизненного пути.
В ранней же юности вопрос о смысле жизни встает не как итог, а как предвосхищение будущей жизни в общей, нерасчлененной форме.Раннее самоопределения, считается фактором положительным, но которое также имеет свои издержки. Подростковые увлечения нередко обусловлены случайными, ситуативными факторами. Ориентируясь только на содержание деятельности, подросток не замечает ее будничных аспектов (например, что геолог должен полжизни проводить в экспедициях, что историю интересно изучать, но возможности применения этой специальности, если ты не хочешь быть школьным учителем, довольно ограничены и т.д.). Если на начальных возрастных этапах поиск своего места в жизни не выступает как основной компонент социальной ситуации развития личности, то на третьем этапе данная потребность является одним из важных психологических новообразований старшего школьного возраста. Важнейшая особенность психического развития в ранней юности состоит в том, что новая социальная ситуация развития — необходимость определить свое место в жизни как основной компонент данной ситуации — приводит к формированию новой и центральной для этого возраста в своем жизненном и, прежде всего, профессиональном самоопределении.
В отличие от ролевой игры в мечты, которые могут быть как активными, так и созерцательными, предварительный выбор отражает не только результат, но и способы его достижения, знание объективных и субъективных ресурсов, которые понадобятся.Подготовка учащихся к сознательному профессиональному самоопределению подразумевает разработку методов повышения активной роли ученика в поисках и формировании призвания. Мотивация, будучи неотъемлемым компонентом структуры направленности личности, выполняет в процессе профессиональное самоопределения особенно ответственную роль. Она составляет непосредственную психологическую основу поиска человеком своего призвания, фиксируя в себе эмоциональные предпочтения человека в сфере труда.
Особого внимания требует вопрос о мотивации выбора профессии как о сложном комплексе мотивов, взаимодействующих между собой. Эти мотивы могут быть как согласованы, так и находиться в состоянии острого взаимного конфликта. Поэтому необходимо учитывать диалектическую сложность межмотивационных отношений. В выборе определенного вида труда наряду с долгом важную роль играют более конкретные по своему характеру мотивы, порождаемые условиями осуществления профессиональной деятельности. Сознание долга как мотива выбора профессии имеет сложную структуру: общественное значение избираемой профессии в структуре мотивации может быть выражено в неодинаковой степени, желание стать полезным членом общества может иметь разную степень конкретности. Выявление профессионально важных качеств личности и наиболее устойчивых индивидуальных свойств является важной стороной самоопределения. Поэтому оказание учащимся разносторонней помощи в самопознании путем организации пробы сил имеет первостепенное значение в профориентационной работе. При этом важно знать, какие индивидуальные свойства учащиеся разного возраста замечают в себе и подвергают анализу.
Процесс формирования самооценки профпригодности протекает неравномерно и выражается в следующем противоречии: либо ученику не удается соотнести известные ему свойства профессии со своими личными качествами, либо он затрудняется выявить соответствующую своим данным профессию.
На всех возрастных этапах выбор профессии обусловлен преимущественно ее эмоциональной привлекательностью, то есть фактором интереса; меньшей удельный вес имеет фактор долга и еще меньший — самооценка пригодности к профессии. Профессиональное самоопределение, противоречивый процесс, в основе которого лежит стремление к самостоятельности. Личность в этом процессе выступает как фокус противоречий на разных уровнях.
Содержание деятельности личности в процессе самоопределения представляет разрешение противоречий между профессиональными намерениями в данной личности, в частности, способностями, между стремлением к самостоятельности и неумением принять решение относительно выбора профессии, между профессиональными намерениями и возможностями их осуществления.
Cписок использованных литературы