Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Гусева Ирина Игоревна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №9 2015»  (сентябрь 2015)
Количество просмотров статьи: 4712
Показать PDF версию Психологический портрет учителя, готового к осуществлению профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения
Гусева Ирина Игоревна
Педагог дополнительного образования ФГКОУ Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации


Любовь к детям, увлеченность своей профессией, умение донести до учеников знания по преподаваемому предмету и дать как можно больший объем по изучаемому учебному материалу – таковы были на протяжении долгих лет основные критерии оценки настоящего учителя.

Но время не стоит на месте, модернизируется система образования, обеспечивая его соответствие запросам и возможностям современного общества. И учитель тоже должен меняться, соответствуя новым требованиям системы образования – воспитывать творческую, развивающуюся, работающую и совершенствующую себя.

В условиях введения новых стандартов на учителя возлагается миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной. Приоритетом обучения теперь становится не освоение школьниками определенного объема знаний, не затверждения материала назубок, умение трудиться самостоятельно.

Теперь основным работником на уроке становится ученик, а учитель выполняет роль организатора, тем самым способствуя учащимся учиться самим, учиться добывать знания самостоятельно, воспитывая у них потребность в знаниях, в образовании, учить его думать и свободно рассуждать на разные темы, не бояться высказывать свое мнение, отстаивать свою точку свою точку зрения, даже если оно идет вразрез с мнением учителя, с общепринятыми взглядами, уметь аргументировать, оперируя полученными знаниями.

Безусловно, современный учитель должен быть интересной личностью, ему нужно постоянно самосовершенствоваться, для чего иметь желание и потенциал развиваться, учиться новому, стремиться соответствовать требованиям на современном этапе развития общества в связи с реализацией ФГОС. С введением нового стандарта образования существенно изменились цели деятельности учителя, принципы, характер профессиональной деятельности, педагогические методы, приемы, способы и технологии.

Учитель должен находится в постоянном творческом поиске, постоянном совершенствовании своих знаний непрерывном обогащении своего опыта, уметь разбираться в потоках информации и множестве способов ее передачи ученикам с использованием новых информационных технологий. Компетентным в области ИКТ

Учитель должен учитывать, что каждый ребенок – личность, и принимать любого ученика таким, какой он есть: с его трудностями в учебе, переживаниями, сложностями в общении с товарищами и др. Он не должен требовать зазубривания назубок учебного материал, должен понимать.

При этом он должен руководствоваться постулатом, что неспособных детей нет, нужно лишь найти подход к каждому, учитывая индивидуальные особенности детей, их интересы, склонности, особенности характера. Учитель из «информатора» должен превратиться в организатора, помощника и консультанта ребенка, стараться понимать каждого и хвалить за малейший успех, оценивать каждое действие, разнообразить поощрения.

Такой подход поможет развивать познавательную активность и самостоятельность учащихся, формирует толерантность. Вместе с тем повышается качество знаний, растет познавательный интерес, формируются элементы аналитического мышления, умение учиться, воспитывается чувство собственного достоинства, уверенность в себе, своих силах.

Современный учитель – это уже не просто контролирующий орган, а исследователь, научный руководитель учащихся.

Современное общество требует от системы образования формирование у учащихся инициативности, инновационности, мобильности, гибкости, динамизма и конструктивности. Сегодняшний ученик должен в будущем должен обладать стремлением к самообразованию, на протяжении всей жизни, научиться принимать самостоятельные решения, уметь работать в команде, владеть новыми технологиями.

Учителю прежде всего необходимо применять активные методы обучения, развивающие технологии, направленные на развитие познавательной, коммуникативной, личностной активности школьников. Он должен быть и партнером6 и экспертом, и организатором самостоятельного творчества учащихся, учить их работать в команде, вести исследовательскую работу, организовывать учебные дискуссии.

С целью создания на уроке развивающей среды поощрять учеников за попытки что-то сделать самостоятельно, побуждать к опробованию других способов мышления, включать в различные виды деятельности, выявляющие и развивающие у них различные способности, не бояться высказывать свое мнение проблемы, тем более, если оно отлично от других, учить уметь аргументировать, учить задавать вопросы.

Поэтому особую актуальность сегодня обретают педагогические подходы и технологии, ориентированные не столько не столько на освоение учащимися знаний, умений, навыков, сколько на создание таких педагогических условий, которые дадут возможность каждому из них понять, проявить и реализовать себя.

Образование, ориентированное только на получение знаний, означает сегодня ориентацию на прошлое. В меняющемся мире учитель должен способствовать формированию таких качеств у ученика, как инициативность, мобильность, гибкость, динамизм, конструктивность. Он должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, овладевать новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить.

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Включать в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Включать в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету, осуществлять поэтапный контроль и коррекцию знаний учеников, приучать к самооценке результатов своего труда. Данная система нацеливает ученика и учителя на конечный результат: самостоятельное приобретение конкретных умений, навыков учебной и мыслительной деятельности.

Модернизация образования, т.е. обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества, осуществлялась всегда — в той или иной мере. Эта мера зависит от способности системы образования к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов.

Научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками.

Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы.

Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы.

Научить ориентироваться в мире духовных ценностей,отражающих разные культуры и мировоззрения, т.е. решать аксиологические проблемы.

Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей.

Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.).

Российская теория и практика средней школы обладает огромным набором методов, форм, средств обучения, основным типом обучения выступает вербальный: использование учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный подход.