Евразийский
научный
журнал

Психологические особенности использования ассоциаций в обучении студентов иностранному языку

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Короткая Марианна Викторовна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2020»  (ноябрь, 2020)
Количество просмотров статьи: 234
Показать PDF версию Психологические особенности использования ассоциаций в обучении студентов иностранному языку

Короткая Марианна Викторовна
ГГУ имени Франциска Скорины, Республика Беларусь

Ни для кого не секрет, что каждый человек сталкивается с ассоциациями каждый день, сотни и тысячи раз в день. Например, при виде лимона у нас могут появиться следующие ассоциации: фрукт, кислый, жёлтый, чай, сочный, кожура, сахар и т.д. Или увидев блеснувшую молнию, будем ожидать, что услышим раскаты грома. Согласно Большому Энциклопедическому словарю ассоциация (от лат. associo — объединяю) в психологии — это связь, возникающая при определенных условиях между двумя или более ощущениями, восприятиями, идеями и т.п. [1]. Ассоциации также можно определить как логические связи между единичными предметами, явлениями, событиями или фактами, закрепленными в памяти.

На основе ассоциаций работают мозг и память человека. Поэтому принцип ассоциативных связей существенно ускоряет и упрощает закрепление в памяти новых конструкций и лексических единиц. При этом процесс запоминания становится более увлекательным, т.к. непосредственно задействует фантазию и воображение студента. Ассоциативные связи между мыслями формируют основу мышления, а творчество и воображение напрямую зависят от количества и дифференцирования ассоциаций в мозгу. Следовательно, многие ассоциации возникают как непроизвольная психическая деятельность. Однако чтобы обучающийся научился контролировать процесс запоминания и эффективно усваивал информацию, он должен научиться находить ассоциации между двумя понятиями, фактами, событиями и др.

В настоящее время основной целью обучения иностранному языку является развитие личности студента, желающего участвовать в межкультурной коммуникации, в контексте преподавания культуры страны изучаемого языка. Современные методы обучения иностранным языкам прямо или косвенно опираются на то положение, что изучаемый язык представляет собой некую систему связанных между собой элементов, освоение которой непосредственно ассоциируется с системой родного языка.

Задания на нахождение ассоциаций можно использовать как на занятии в аудитории, так и при самостоятельной работе обучающихся; на любом уровне развития навыков речемыслительной деятельности, при обучении грамматике, лексике и т.п. Вот некоторые примеры заданий на управляемые ассоциации: подобрать синонимы (антонимы), назвать или описать части целого, по частям догадаться о целом, о предмете по описанию, ответить на наводящие вопросы, использовать стимулы (цвет, форма, звук, запах), составить причинно-следственные связи и логические цепочки с союзами, по контексту в предложении и/или морфологическим признакам догадаться о значении слова и т.п.

Используя задания на ассоциации, необходимо, однако, принимать во внимание некоторые моменты: 1) объем запоминаемой информации нужно строго ограничивать, 2) единицей запоминаемой информации представлять блок слов или словосочетание, 3) ограничивать время усвоения информации.

Из всего вышесказанного можно заключить, что использование ассоциативных связей в обучении студентов иностранному языку является довольно действенным в силу некоторых причин: абсолютно любой стимул может вызвать ассоциации, а ассоциации в свою очередь создают живые, красочные образы, которые надолго сохраняются в памяти. Для восприятия новой информации студенту достаточно связать отдельные факты или понятия между собой и с уже имеющимся в его памяти материалом. Это развивает образное мышление обучающихся и их мотивацию к изучению языка.

Студенты, умеющие связывать отдельные слова в словосочетания, блоки, группы на основе ассоциаций, смогут расширить свой словарный запас и более уверенно использовать лексические единицы в нужном контексте. Концепции, хранящиеся в мозгу, приходят на ум через ассоциативные связи, и когда такие связи устанавливаются, обучение дается проще. Целенаправленное и целесообразное использование ассоциаций в обучении иностранному языку положительно влияет на развитие и совершенствование навыков во всех видах речевой деятельности, а также творческих способностей обучающихся.

Список литературы:

  1. Большой Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] — Режим доступа : https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/61126. — Дата доступа : 23.11.2020.