Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Психологические аспекты правил поведения в профессиональной судебной деятельности

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Власова Г. Б., Ханинова Б.Л.
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2155
Показать PDF версию Психологические аспекты правил поведения в профессиональной судебной деятельности

Власова Г.Б.
д.ю.н., профессор кафедры ТиИГП
ФГБОУ ВО "Ростовский государственный
экономический университет (РИНХ)"
Ханинова Б.Л.
магистрант ФГБОУ ВО
"Российский государственный университет
правосудия", Ростовский филиал

В Кодексе судейской этики судьи Российской Федерации, принятом постановлением Совета судей 19 декабря 2012 г., содержатся правила осуществления профессиональной деятельности судьи. Они требуют от судьи и работников аппарата суда проявления терпения, вежливости, тактичности и уважения к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми они общаются при исполнении служебных обязанностей.

Как известно, практическая ценность Кодекса судейской этики неоднократно подтверждалась советами судей, квалификационными коллегиями судей. Отмечалась его роль в формировании правил поведения судей, соответствующих современным преобразованиям в судебных органах и в обществе в целом.

 Более того, практическая реализация требований Кодекса формирует у граждан образ судьи, способного осуществлять правосудие в соответствии с общечеловеческими ценностями, т. е., в конечном итоге, способствует формированию положительного имиджа суда, судебных органов в целом, повышению уважения к суду.

 Также следует отметить, что в соответствии с п. 5 ст. 2 Арбитражного процессуального кодекса РФ формирование уважительного отношения к закону и суду является одной из задач судопроизводства. Учитывая способность судьи в ходе судебного процесса воздействовать на общественное мнение, полагаем возможным в данной статье раскрыть психологическое содержание отдельных правил поведения, сформулированных в Кодексе чести.

 Итак, судья должен держаться с достоинством, проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства.[1]

 Несомненно, любому человеку приятно, когда по отношению к нему проявляют уважение, такт, терпеливо выслушивают его мнение - все это свидетельствует о внимательном отношении и к человеку лично и к его проблеме. Обратное поведение провоцирует негативное отношение к собеседнику (контрагенту по взаимодействию), в конечном итоге препятствуя достижению согласия.

 Психологам давно известно, что при прочих равных условиях человек легче принимает позицию того собеседника, к которому он относится положительно (испытывает чувства от простого уважения до влюбленности); и наоборот - труднее принимает (даже отвергает) позицию того, к кому испытывает негативные эмоции. Это один из законов психологии убеждающей коммуникации, и он действует в профессиональном взаимодействии судьи с участниками судебного разбирательства так же, как и в межличностном общении.

К сожалению, далеко не во всех случаях участники судебного разбирательства могут встретить хотя бы сдержанное отношение к себе со стороны судьи, не говоря уже об уважении и терпении. Данные квалификационных коллегий судей всех регионов Российской Федерации свидетельствуют о частом обращении граждан с жалобами на судей, причем в большинстве случаев это обусловлено грубостью судьи по отношению к участникам процесса. В результате формируется негативное восприятие не только конкретного судьи, но и суда в целом, которое переносится на судебное решение, побуждая участников процесса обжаловать это решение (даже в случае его законности и обоснованности) и препятствовать его исполнению.

 Таким образом, если судья (или сотрудник аппарата суда) заинтересован в том, чтобы в общественном сознании формировалось положительное, т. е. уважительное отношение к суду, судебной власти, к судебным решениям, то такого судью не придется убеждать в необходимости соблюдения сформулированных в Кодексе чести правил.

 Попробуем разобраться, как же могут быть конкретизированы правила поведения судьи (сотрудников аппарата суда) при осуществлении профессиональной деятельности с точки зрения психологической науки? [2,с.66]

 Прежде всего, хотелось бы отметить неоднородность правовой подготовки участников судебного процесса. В арбитражном процессе теперь участвуют не только профессиональные юристы (адвокаты или юрисконсульты предприятий), но и граждане - физические лица, представляющие свои интересы в качестве акционеров или конкурсных кредиторов по делам о банкротстве, большинство которых, в отличие от юристов и судей, не обладают достаточными юридическими знаниями.

 Данное обстоятельство обязательно должно быть учтено судьей при разбирательстве спора с участием физических лиц, поскольку оно исключает для судьи возможность использования профессионального языка, профессионализмов, которые могут быть непонятны некоторым участникам процесса.

 Почему так важно избегать использования профессионального юридического языка в общении с лицами, не имеющими юридического образования?

 Обратимся к ст. 12 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которая устанавливая русский язык языком судопроизводства в арбитражном суде, гарантирует лицам, участвующим в деле, но не владеющим русским языком, возможность выступать в суде на родном языке или пользоваться услугами переводчика. Несоблюдение данной нормы является безусловным основанием к отмене решения или постановления арбитражного суда. Причины очевидны и понятны. Указанная норма полностью воспроизводит одно из психологических правил понимания - единство национального языка, реализация которого обеспечивает права участников процесса.

 Однако элементарное непонимание может возникнуть не только при наличии языкового барьера, но и в случае, если в разговоре используется профессиональный язык, не знакомый одному из собеседников.

 Следовательно, чтобы максимально снизить риск появления у участников процесса негативных эмоций, объективно препятствующих не только соблюдению порядка судебного заседания, но и формированию уважительного отношения к суду, необходимо общаться с ними на доступном им языке. Это пожелание относится и к вопросам, которые могут быть заданы лицам, участвующим в деле, и к разъяснению им их прав и обязанностей, а также к ситуациям, когда взаимодействие с гражданами осуществляется специалистом или помощником судьи.[3]

 В условиях судебного процесса проявить уважение, тактичность и вежливость к его участникам возможно не только посредством общения на понятном им языке, но и обращаясь к ним по имени и отчеству.

 В психологии профессиональной коммуникации этот прием – «Имя собственное» - относится к вербальным психотехническим приемам воздействия на подсознание собеседника с целью сформировать аттракцию (притяжение людей к себе).

Одно из крылатых латинских выражений гласит: "Nomenestomen", что означает: "Имя есть значение" или "Имя - суть значимость человека, личности". Связь между понятиями "имя" и "личность" очевидна, ведь когда хотят унизить человека, то в первую очередь у него отнимают имя, как это происходило с узниками концлагерей, идентифицированных только по номеру: нет имени - нет личности.

В ситуации, когда люди не знакомы и их общение не будет продолжительным, чаще всего, обращаясь друг к другу, мы отталкиваемся от социальной или иной функции собеседника. Например: "Женщина, передайте деньги на билет, пожалуйста,..." или "Товарищ сержант, подскажите, как пройти...". Иногда обращение к собеседнику вообще отсутствует, заменяясь обезличенным вопросом: "Кто последний?" Так или иначе, но во всех вышеприведенных примерах внимание проявляется не к человеку, личности, а к "функционеру".

Подобное обращение традиционно и для российского судопроизводства: "Подсудимый, встаньте...", "Свидетель, расскажите...", "Слушаем представителя истца...". Редко можно встретить примеры обращения к участвующим в деле лицам по фамилии, а по имени и отчеству - еще реже. Остается только недоумевать, почему такой понятный и простой способ проявления к человеку уважения остается невостребованным в российских судах, ведь процессуальное законодательство не содержит каких-либо конкретных указаний на этот счет, не препятствует обращению к участникам процесса по имени.[4,с.4]

Обращение по имени свидетельствует о внимании к собеседнику, утверждает его как личность, вызывает у него положительные эмоции, следовательно, настраивает на конструктивное взаимодействие с тем, кто называет его по имени, и способствует формированию положительного образа контрагента (в нашем случае - судьи, сотрудника аппарата суда, судебных органов в целом).

 Аналогичные пожелания можно адресовать и сотрудникам аппарата судов, которые вступают в общение с участниками судебного разбирательства не менее часто, чем судьи, внося свой вклад в формирование имиджа судебных органов. Нередко представление о суде и людях, которые отправляют правосудие, складывается на основе одного телефонного разговора или резкого отказа в возможности ознакомиться с материалами дела в определенное время. В этой связи обращаем внимание сотрудников аппарата судов, особенно специалистов и помощников судей, на следующее: если Вам приходится отказывать собеседнику (представителю истца, ответчика, заявителю жалобы) в его просьбе, то старайтесь сопровождать этот отказ положительным фоном, который можно создать за счет применения вышеприведенных психологических способов и приемов профессионального общения.

 В заключение полагаем возможным предложить отдельные рекомендации практического характера, использование которых может оказать помощь в конфликтных ситуациях.

 В ходе судебного процесса возникает немало ситуаций, когда участники переходят на эмоциональное, а не рациональное восприятие происходящего, стремясь, например, разговаривать на повышенных тонах. В этом случае прекрасно действует фраза: "Если Вы будете говорить спокойнее, я лучше Вас пойму". Эта фраза может пригодиться не только в суде, поскольку является антипровокационной и не может вызвать ответную агрессивную реакцию. И не забывайте об имени - любое замечание лучше делать, предварительно сконцентрировав внимание "спорщика" на его имени, демонстрируя таким образом корректное к нему отношение. [5,с.75]

И еще о конфликтах. Судебный спор сам по себе представляет собой конфликт, столкновение интересов двух противоположных сторон, поддерживаемый в судебном процессе принципом состязательности и необходимостью представления доказательств своей правоты. В этом конфликте, который носит объективный характер, судья не является участником конфликта, а занимает позицию над спорящими сторонами. Однако в некоторых случаях конфликт может стать субъективным, затрагивая личностные характеристики участников процесса, в том числе и самого судьи. Как в этих ситуациях рекомендуют поступать психологи?

Прежде всего, следует помнить, что судью невозможно оскорбить (как личность он в зале суда не присутствует), можно лишь нарушить закон (об уважении к суду), поэтому реакция судьи должна быть отстраненной, беспристрастной. Что такое беспристрастие? Отказ от своих личных симпатий или антипатий, от проявления своих личных чувств к кому-либо из участников процесса, отказ от своего "Я". [6,с.51]

 В качестве резюме полагаем возможным сослаться на одно из постановлений Совета судей Российской Федерации, которым признано необходимым создание в судебной системе и системе Судебного департамента психологической службы для решения задач обеспечения судебной деятельности и профессионального психологического отбора кандидатов на должность судьи.

 В постановлении отмечено, что назрела потребность в проведении специальных социально-психологических, медико-психологических и психофизиологических исследований, в результате которых должны быть выявлены факторы, негативно влияющие на психику и организм судьи, выработаны отдельные рекомендации по их устранению или снижению отрицательного воздействия.

 Рекомендации, предложенные в рамках данной главы, по своей направленности входят в круг вопросов, которые должны решаться психологическими службами, обеспечивающими судебную деятельность.

Литература:

  1. Психологические аспекты правил поведения в профессиональной судебной деятельности (Е.А. Петрова, "Судебно-арбитражная практика Московского региона //Вопросы правоприменения. № 3, май-июнь 2004 г.

  2. Ткачев В. От Кодекса чести судьи к Кодексу судейской этики //Российская юстиция; 2003; N 4. С.68-70.

  3. Подробнее о законах психологии убеждающей коммуникации см.: Панасюк А.Ю. Как убеждать в своей правоте: Современные психотехнологии убеждающего воздействия. - М: Дело, 2002.

  4. А. Жеребцов. Соблюдение Кодекса чести - обязанность судьи // Российская юстиция, 2000. N 5. С.4.

  5. В. Буньков, М. Лукманов, И. Сумароков. Судьи работают на износ. В судах нужны кабинеты психологической разгрузки // Российская юстиция, 2001, N 8. С.75-76.

  6. Панасюк А.Ю. Разрешение конфликтных ситуаций: стратегия и тактика судьи // Российская юстиция. 1997. N 5. С.51-52.