Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Геладзе Марина Вахтанговна
Студентка СКФУ, Россия, г. Ставрополь
E-mail: marina_fallen711416@mail.ru
Научный руководитель: Русецкий Михаил Геннадьевич
доцент, кандидат экономических наук.
Кафедра экономики и внешнеэкономической деятельности СКФУ
Аннотация: в данной статье рассмотрены вопросы, связанные с перемещением контрафактной продукции, а также тема уголовной ответственности за преступления в сфере таможенного дела.
Ключевые слова: контрафакт, таможенные преступления, уголовная ответственность.
Контрафакт, таможенные преступления, административные таможенные правонарушения можно считать посягательством на беспроблемное функционирование сферы внешнеэкономической деятельности. Данные проблемы находятся под пристальным вниманием юристов и требуют совершенствования законодательной базы, в которой несомненно можно найти некие лазейки, с помощью которых возможно обойти закон. Данная тема актуальна и на сегодняшний день, так как объем преступлений в сфере таможенного дела растет, что прослеживается из года в год. Из основных причин данного явления можно выделить неуверенное владение нормами уголовного, уголовно-процессуального, административного и таможенного права, ведомственными нормативными актами, регламентирующими порядок, правила и условия осуществления внешнеэкономической деятельности. Также немаловажным фактором является пониженное внимание руководителей органов дознания и предварительного следствия к восполнению опыта использования этих и иных знаний для рассмотрения оперативных и следственных ситуаций.
В данной статье мы рассмотрим подробнее уголовную ответственность за преступления в сфере таможенного дела. Данные преступления регламентируются отдельными статьями в УК РФ и Таможенным Кодексом Таможенного Союза. Разобрав некоторые из них, выделим основные: перемещение через таможенную границу совершенное помимо таможенного контроля; перемещение через таможенную границу совершенное с сокрытием от таможенного контроля; перемещение через таможенную границу совершенное с обманным использованием документов; перемещение через таможенную границу совершенное с обманным использованием средств таможенной идентификации; перемещение через таможенную границу сопряженное с недекларированием; перемещение через таможенную границу сопряженное с недостоверным декларированием. Правильное декларирование можно проследить на образце договора таможенного брокера. Лишь полное следование всем условиям договора может означать верное исполнение всех своих обязанностей брокером.
К уголовной ответственности за совершение контрабанды как преступления может быть призвано физическое лицо, достигшее
Уголовным кодексом РФ статьей 226.1 УК РФ предусматривается ответственность за незаконное перемещение сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов [1].
В качестве наказания в соответствии с данной статьей выступает уплата штрафа в размере до одного миллиона рублей уплата штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового либо лишение свободы на срок от трех до семи лет.
Стоит отметить, что особая характеристика преступления также является фактором, от которого зависит срок лишения свободы и размер штрафа. Среди них можно выделить совершение преступного деяния должностным лицом с применением своего служебного положения, совершение насилия в отношении должностного лица, проводящего таможенный контроль, совершение контрабанды организованной группой.
Данная проблема осложняется тем, что в городах появляются организованные группировки и преступные организации, которые могут заранее спланировать незаконный вывоз или ввоз товаров, то есть совершение контрабанды. Особенно часто данная тенденция проявляется в портовых городах.
Контрафакт наносит ущерб экономике страны, снижает прибыль производителей, так как необходимо урезать объемы производства, и, помимо этого, зачастую это можно считать прямой угрозой здоровью, особенно, рассматривая товары для детей, система сертификации которых не проста и, к сожалению, не гарантирует их качества.
Почти каждую неделю, постоянно можно услышать информацию о раскрытии какого-либо канала контрабандных поставок товаров. Зачастую раздаются громогласные заявления о задержании большого объема незаконно ввезенной в Россию одежды, обуви, бытовой техники и других товаров, которые запрещены к товарообороту.
В России появился и увеличивается в масштабах новый вид контрабанды. Незаконный вывоз диких животных и растений, особенно включенных в Красную книгу России. На таможнях в России продолжается задержание растений и диких животных. Расхищение данных биоресурсов достигает немыслимых масштабов, что несомненно может повлиять на экономическую безопасность РФ.
Российский рынок контрафактной продукции оценивается в 4 млрд. долларов, в то время как объем контрафакта на текстильном рынке Таможенного союза составляет 1,37 трлн. Рублей [5] .
Обобщив изученный материал, мы можем сделать вывод о том, что ответственность за контрафакт по уголовному законодательству РФ признается одним из главных признаков субъективной стороны преступления — виной в форме прямого умысла. Это означает, что если вина не обоснована и не доказана, то лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности.
Общественная угроза преступлений, связанных с контрафактом, заключается в подрыве экономического суверенитета и экономической безопасности страны или группы стран.
В заключение данной статьи можно отметить, что в современных условиях необходимо более пристальное внимание мирового сообщества к анализируемой нами проблеме. Важно приложить усилия для борьбы с контрафактом и иными преступлениями в таможенной сфере, а также следует разработать действенные меры по борьбе с правонарушениями в данной области. Государства должны разработать единый унифицированный договор, в котором будет даваться общее определение контрабанды, классифицируемой как международное правонарушение. Также необходимо подобрать общие подходы государств к борьбе с данным преступлением в сфере таможенного оборота.
Список использованной литературы