Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Противодействие коррупционной преступности в органах государ¬ственной власти в современной России

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Зелимханов Лечи Султанович
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 1951
Показать PDF версию Противодействие коррупционной преступности в органах государ¬ственной власти в современной России

Зелимханов Лечи Султанович
магистрант направление подготовки
40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"
E-mail: bela_007@bk.ru

Глобальными переменами экономического, идеологического и организационного характера отмечен современный этап развития российского общества. Фактически признанно, что коррупция в России стала системной проблемой, без решения которой невозможно дальнейшее развитие стра­ны. Многообразие причин возникновения и распространения коррупции в органах государственной власти, а также необходимости разработки эффективных мер ее профилактики ставит на повестку дня вопрос о более качественном изучении данного негативного явления. Как системному явлению, коррупции следует противопоставить и системные меры противодействия.

Представляется, что их основу должны со­ставить: правовые меры — совершенствование существующего антикоррупци­онного законодательства, качественное улучшение правоприменения; организационные; воспитательно-профилактические меры.

Предлагается закрепить в теории криминологии следующее поня­тие коррупционной преступности — это антисоциальное, общественно опасное явление, угрожающее экономической и политической безопасно­сти Российской Федерации, составляющее совокупность преступлений, совершаемых должностными лицами в целях личного обогащения за счет государства, коммерческих и иных организаций и граждан путем получе­ния с использованием должностных полномочий материальных и иных благ в ущерб интересам государства и общества.

Установлено, что личность преступника, совершающего корруп­ционные преступления на государственной и муниципальной службе мо­жет быть охарактеризована совокупностью конкретных признаков, свойств, черт и отношений, являющихся типичными для преступников данной категории. На основе данных исследования, проведенного авто­ром, можно выделить следующие их общие признаки:

— преобладание в общей массе преступников лиц мужского пола (80%);

— основную возрастную группу составляют лица в возрасте 31-40 лет (их 62%);

— высокий образовательный уровень лиц (86% — лица с высшим об­разованием);

— низкий показатель лиц, ранее судимых, в том числе тех, у кого су­димость снята или погашена (6%);

— наличие устойчивых мотивов корыстной направленности;

— преобладание таких качеств, как корыстолюбие, проявление вла­стности, неуважение к закону. [1]

Видится необходимым создание самостоятельного органа по борьбе с коррупцией с подчиненными подразделениями во всех субъектах Российской Федерации. Деятельность данного органа должна строиться на принципах самостоятельности и независимости. Глава органа должен назначаться на достаточно длительный срок (от 4 лет), и ежегодно отчи­тываться о деятельности перед Президентом РФ. Сотрудники службы должны иметь полномочия на осуществление оперативно-розыскной дея­тельности и обладать полномочиями органа дознания.[2]

Ввиду того, что различные конвенции придерживаются либо принципа территориальности, либо защищают принцип гражданства, ос­таются «лазейки» между юрисдикциями различных стран при трансна­циональной коррупции. Многие международно-правовые акты требуют введения единого принципа осуществления государствами своей юрис­дикции в случаях международной коррупции.

Отмечается, что законодательство многих зарубежных стран со­держит весьма развитую систему норм, направленных на противодейст­вие коррупции. Некоторые положения и идеи, реализованные в уголовном законодательстве этих стран, могут быть использованы в уголовном зако­нодательстве Российской Федерации для оптимизации уголовно-правовых методов противодействия коррупции. При этом следует пом­нить, что система права любой отдельно взятой страны представляет со­бой взаимосвязанный комплекс, и, следовательно, простое перенесение норм права другого государства в Россию, где имеется собственное зако­нодательство, может не обладать той эффективностью, как применение этой же нормы в правовых условиях другого государства.

Литература:

  1. Абрамовская О. Р. Анализ российского законодательства о про­тиводействии коррупции // Актуальные про­блемы противодействия преступности в кризисном обществе: сб. ст. меж­дунар. науч.-практич. конф. — Челябинск, 2010. — С. 13-18.
  2. Абрамовская О.Р. Основные международно-правовые докумен­ты, определяющие стратегию борьбы с коррупцией // Юридическая теория и практика. № 2 (11). — 2010. — С. 64-66.