Евразийский
научный
журнал

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Прокурорский надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, как гарант соблюдения прав, свобод, интересов несовершеннолетних граждан.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Босалаев Андрей
Рубрика: Юридические науки
Журнал: « Евразийский Научный Журнал №9 2019»  (сентябрь, 2019)
Количество просмотров статьи: 900
Показать PDF версию Прокурорский надзора за исполнением законов о несовершеннолетних, как гарант соблюдения прав, свобод, интересов несовершеннолетних граждан.

А.И. Босалаев,
магистрант
ФГБОУ ВО Пензенский государственный университет
Россия, г. Пенза

Ключевые слова: защита прав несовершеннолетних, защита интересов несовершеннолетних, прокуратору, прокурорский надзор.

Особое внимание со стороны государства всегда уделялось и продолжается уделяться вопросам, касающимся защиты и охраны прав несовершеннолетних. Первым пунктом, статьи 38 Конституции РФ закреплена государственная обязанность по защите материнства, детства и семьи. Этой нормой государство возложило на себя максимально возможную охрану, защиту интересов института семьи, материнства, несовершеннолетних граждан страны.

Согласно второму пункту, статьи 38 защищать интересы и права детей должны их родители в роли которых так же могут быть попечители, усыновители, опекуны. Несмотря на это, все чаще в современном мире возникает необходимость защиты несовершеннолетних от законных представителей, ввиду не соблюдения или не надлежащего выполнения возложенных на них прав, обязанностей.

Охрану и защиту прав, интересов детей государство решает созданием соответствующих функциональных структур, предоставляя им определенные наборы полномочий в сфере охраны и защиты прав ребенка. В настоящее время данные функции исполняют комиссия по делам несовершеннолетних, органы попечительства и опеки, органы внутренних дел, прокуратура.

Органы прокуратуры являются одними из реальных гарантов соблюдения прав, свобод, интересов несовершеннолетних граждан. Прокуратура должна обеспечить и обеспечивает исполнение законодательства об охране прав и интересов несовершеннолетних, а также осуществляет деятельность по предупреждению и пресечению преступности среди подростков. Проводит огромную профилактическую работу. Это так же предписано приказом № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» от 26.11.2007 года Генеральным прокурором Российской Федерации, согласно которому необходимо особо приоритетно концентрировать внимание на деятельности по надзору за исполнением законодательства, направленного на решение проблем молодежи, надзоре за расследованием преступлений несовершеннолетних в органах прокуратуры Российской Федерации. [2]

Проводя прокурорские проверки в рамках надзора за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних обнаруживаются, выясняются и пресекаются различные нарушения.

Из всех нарушений законности, допускаемых несовершеннолетними, наиболее опасными являются уголовные преступления. Правильная, четко организованная борьба с преступностью несовершеннолетних является одной из наиболее актуальных задач органов прокуратуры. [3]

Органы прокуратуры не всегда могут защитить ребенка, ввиду этого права несовершеннолетних могут оставаться незащищенными. Чаще это связано с несформированностью или недостаточностью правовых установок, знаний, состоянием здоровья, наличием социальных проблем (например, недостаточность средств для оплаты юридических услуг).

Ввиду этого родители (законные представители) могут не принимать мер по защите прав детей либо осуществлять действия, идущие в разрез интересам несовершеннолетних. Не всегда прокурорам удаётся убедить суд о невозможности самостоятельного обращения в суд с иском законного представителя ребенка по уважительным причинам разного рода. Одним из возможных решений, может быть законодательное закрепление права обращения в суд прокурора, с целью защиты прав и интересов несовершеннолетних, независимо от наличия законных представителей если это крайне необходимо.

По словам А.В. Полушкина, немалую тревогу у прокуроров вызывает нарушение законности в деятельности органов опеки и попечительства. В небольших городах и сельских поселениях трудности появляются из-за неимения кадров, отсутствия у сотрудников органа опеки и попечительства профессиональных знаний, образования. [4]

Таким образом в ходе совей деятельности прокуроры не только осуществляют надзор, разъяснение действующего законодательства, но также оказывают помощь работникам органов опеки и попечительства в подготовке различной документации, проводят семинарские занятия.

Важным моментом при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних занимает организационная составляющая в части взаимодействия прокуратуры и органов контроля. Все органы, входящие в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних перечислены в статьях 11-24 главы II Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». [5]

Слаженная совместная работа позволяет эффективно, а главное своевременно предупреждать и при необходимости защищать права несовершеннолетних.

В настоящее время достаточно часто могут встречаться нарушения, касающиеся соблюдения прав и свобод несовершеннолетних, при этом прокуратура проводит большой объем работ по защите и охране прав несовершеннолетних. Осуществляет тщательное изучение законодательства, разрабатывает, внедряет методики и тактики надзора для более эффективного выявления и устранения нарушений, способствующих охране прав детей.

Список источников:

  1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).
  2. Приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи»
  3. Иванченко Е.А., Гулакова В.Ю. Об отдельных вопросах организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института — 2016. — № 18. — С. 244-2476. — URL http://www.skgi.ru/userfiles/file/1(18)РїРѕР"нѫй.pdf
  4. Полушкин А. В. Актуальные проблемы вопросов прокурорского надзора за соблюдением законов в отношении несовершеннолетних // Молодой ученый. — 2018. — № 16. — С. 234-236. — URL https://moluch.ru/archive/202/49711/
  5. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ