Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Авдеева Елена Алексеевна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2017»  (ноябрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 7518
Показать PDF версию Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь как приоритетное направление деятельности органов прокуратуры

Авдеева Елена Алексеевна
магистрант 3 курса
Академии Генеральной прокуратуры
Российской Федерации

В статье рассмотрено важнейшее направление прокурорской деятельности по обеспечению законности в сфере соблюдения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, освещены типичные нарушения действующего законодательства, требующие постоянного внимания работников прокуратуры, дана оценка значимости работы, проводимой в данной сфере.

Ключевые слова: Конституция, прокурорский надзор, охрана здоровья, здравоохранение, акты прокурорского реагирования.

"Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека" [1], — гласит Конституция Российской Федерации (ст. 7).

Защита прав и свобод человека и гражданина определена основным законом государства в качестве одной из важнейших обязанностей Российской Федерации.

Часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет бюджетных средств, страховых взносов и иных поступлений.

Здоровье граждан — основа национального богатства страны. На современном этапе обеспечение реализации права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, есть одно из самых приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации, о чем Президент Российской Федерации, в который раз отметил в своем ежегодном Послании к Федеральному Собранию России по итогам 2016 года.

"Смысл всей нашей политики — это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России.

В целом, надо прямо сказать, проблемы в здравоохранении сохраняются в целом, их ещё очень много. И, прежде всего, они касаются первичного звена. Его развитию необходимо уделить приоритетное внимание" [2].

Бесспорно, на пути становления и развития России как социального государства, наша страна в лице своего руководства ставит перед собой множество важных и непростых задач по обеспечению конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, в решении которых принимают участие различные государственные институты.

Необходимо обратить внимание на то, что на сегодняшний день системе здравоохранения все же удалось добиться заметных позитивных изменений показателей здоровья населения нашей страны.

Так, "за 2016 год продолжительность жизни россиян увеличилась на 0,5 года, впервые достигнув 72 лет. Удалось сохранить на 17,5 тыс. жизней больше, чем за 2015 год. Смертность снизилась во всех возрастных группах: детей — на 12,5 %, трудоспособного населения — на 3,3 %, лиц старше трудоспособного возраста — на 0,8 %« [3].

Однако состояние здравоохранения в России до настоящего времени продолжает оставаться весьма сложным и нередко сопровождается множественными нарушениями законодательства об охране здоровья граждан, совершаемых должностными лицами органов государственной власти, учреждений здравоохранения.

Особое место в обеспечении защиты прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь занимают органы прокуратуры Российской Федерации, поскольку многие ущемленные в правах граждане обращаются за помощью и защитой своих прав именно в органы прокуратуры, так как судебные процедуры весьма длительны, а также связаны со значительными материальными и временными затратами. Прокуратура является едва ли не единственным государственным органом, осуществляющим бесплатную правовую помощь населению. При этом, устранение нарушений закона и восстановление нарушенных прав средствами прокурорского реагирования осуществляется весьма эффективно и в короткое время.

Прокурорский надзор за исполнением законов о правах граждан в сфере здравоохранения распространяется на весьма широкий спектр жизненно важных вопросов, в связи с чем, является приоритетным и востребованным направлением деятельности прокуратуры.

В Приказе от 07.12.2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» Генеральный прокурор Российской Федерации обязывает подчиненных прокуроров "акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации прав на охрану здоровья и медицинскую помощь" [4].

Безусловно, актуальность проблем в сфере здравоохранения требует пристального внимания работников органов прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в своем выступлении на заседании Совета Федерации Федерального Собрания РФ 27 апреля 2016 г. подчеркнул, что в 2015 году состояние законности в сфере здравоохранения также требовало постоянного контроля.

Однако нельзя не отметить тот факт, что, несмотря на проводимые прокурорами мероприятия по укреплению законности в анализируемой области правоотношений, количество выявляемых нарушений законов и связанных с данными нарушениями актов прокурорского реагирования остается довольно высоким.

Так, согласно статистическим данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2015 году прокурорами выявлено 80 316 нарушений законодательства о здравоохранении (АППГ — 86 016), в целях устранения которых, опротестовано 660 правовых акта (АППГ — 675); в суд направлено 13 097 исков (заявлений) (АППГ — 15 092); внесено 15 230 представлений об устранении нарушений действующего законодательства (АППГ — 14 915), по результатам рассмотрения которых, к дисциплинарной ответственности привлечено 17 924 должностных лица (АППГ — 22 422); по постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 4 648 лиц (АППГ — 5 135); в порядке ст. 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ в органы предварительного расследования направлено 231 материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (АППГ — 205), по результатам рассмотрения которых, возбуждено 199 уголовных дел (АППГ — 158); 1 104 лица предостережено о недопустимости нарушений закона (АППГ — 1 588).

В ходе надзорных мероприятий выявляются факты неоказания, а также некачественного оказания медицинской помощи больным, нередко устанавливаются вопиющие случаи летального исхода по вине медицинских работников в результате оказания некачественной медицинской помощи.

Широко распространены случаи совершения таких преступлений как вымогательство денежных средств за оказание бесплатной медицинской помощи.

Отдельного внимания прокуроров требует вопрос противодействия коррупции в социально значимой сфере оказания медицинских услуг. [5]

"Повсеместно пресекаются факты неэффективного использования дорогостоящего медицинского оборудования, в том числе из-за отсутствия соответствующей подготовки у медицинского персонала" [6]. Отмечается рост количества фальсифицированной медицинской продукции, которая создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

На сегодняшний день широкое распространение получают факты нецелевого либо неэффективного использования бюджетных средств, выделенных на программы по здравоохранению. Выявляются многочисленные случаи осуществления медицинской деятельности без лицензии.

В регионах нередко имеют место быть случаи ненадлежащего технического и санитарного состояния зданий, в которых расположены медицинские учреждения.

Типичными нарушениями законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, выявляемыми прокурорами в ходе надзорных мероприятий, являются несвоевременность передачи поставленного медицинского оборудования в оперативное управление медицинских учреждений, ненадлежащее укомплектование автомобилей скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов медицинской техникой и необходимыми медико-санитарными материалами.

Имеют место быть факты незаконного оказания медицинской помощи гражданам нашей страны на платной основе, в то время как лечение заболеваний, входящих в территориальную и федеральную программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, должно осуществляться бесплатно. Не исключены различные нарушения закона при предоставлении пациентам платных медицинских услуг.

Весомой проблемой при оказании медицинской помощи гражданам являются нехватка врачебных кадров и специалистов в сельской местности, а также необеспеченность лечебных учреждений младшим медицинским персоналом.

Обеспечение исполнения действующего законодательства в сфере профилактики распространения туберкулеза среди населения по-прежнему остается важным направлением работы органов прокуратуры.

Так, посредством направления в суды заявлений о принудительной госпитализации, обязывании пройти профилактический осмотр и лечение в противотуберкулезном диспансере лиц, страдающих заразной формой туберкулеза, прокурорами проводится работа по принудительной госпитализации и лечению лиц, больных заразной формой туберкулеза, отказывающихся от добровольного лечения.

Зачастую прокуроры в ходе проведения проверок выявляют незаконные правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, регламентирующие правоотношения в анализируемой сфере.

Выявляемые сотрудниками органов прокуратуры нарушения исполнения законодательства о правах граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, как правило, позволяют сделать вывод о недостаточно эффективной работе со стороны контролирующих органов, которые в ненадлежащей мере выполняют возложенные на них контрольно-надзорные полномочия, при привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности зачастую допускают нарушения.

Организуя и осуществляя надзорную деятельность, прокурору в целях наилучшего выполнения стоящих перед ним задач необходимо грамотно использовать имеющиеся у него силы и средства, выполнить как можно больший объем работы с наименьшими временными затратами, тем не менее с высоким качеством, умея выделить основное в работе из большой массы побочного, сосредоточить усилия подчиненных ему работников, поставить во главу угла, в первую очередь, ключевые проблемы и успешно решить их.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что проводимая прокурорами значительная работа ещё не оказала должного влияния на укрепление законности в сфере обеспечения прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, и безусловно требует дальнейшего совершенствования и повышения ее эффективности.

Ссылки

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ. 04.08.2014. № 31. ст. 4398.
  2. Послание Президента РФ Федеральному собранию от 01 декабря 2016 года. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53379 (дата обращения: 21.05.2017).
  3. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина: приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. [Электронный ресурc]. Электрон. дан. [М., 2017].
  4. Какителашвили М.М. Получение подарков в сфере оказания медицинских и образовательных услуг: чаевые или взятка? // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2017. № 7. С. 94.
  5. Бессарабов В.Г., Ашиткова Т.В. Обеспечение законности в сфере здравоохранения мерами прокурорского надзора // Законность. 2014. № 3. С. 27.