Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Стаханов Дмитрий Викторович
докт. эконом. наук,
профессор кафедры Экономики и предпринимательства
ТИ имени А.П.Чехова (филиал) «РГЭУ(РИНХ)», г. Таганрог,
E-mail: dmit.stahanow@yandex.ru
В статье рассматриваются основные подходы и возможные варианты экономического развития России на ближайшую перспективу на основе прогнозных оценок.
Ключевые слова: прогноз социально-экономического развития, пропорции пространственного развития России, базовый и умеренно-оптимистичных вариант развития.
Прогноз социально-экономического развития рассматривает развитие российской экономики в условиях относительной стабилизации геополитической обстановки, отсутствия дальнейших серьезных санкций со стороны ЕС и США, а также введения новых ответных санкций со стороны России. Далее приведены прогнозы социально-экономического развития на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития РФ (табл.1).
Пропорции пространственного развития России в прогнозный период 2016 — 2017 гг. будут формироваться в непосредственной зависимости от общих условий, складывающихся в экономике России, определяющих возможности реализации социальных и экономических программ, намеченных на среднесрочный период, а также обозначенных государством приоритетов территориального развития, выраженных в принятых государственных программах. Показатели пространственного прогноза в агрегированном представлении рассчитаны в разрезе федеральных округов в соответствии с базовым вариантом сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации до 2017 года. Через два десятилетия Россия станет самой мощной экономической державой Европы, а в мировом рейтинге по этому показателю она выйдет на пятое место, предсказывают специалисты аудиторской и консалтинговой компании Pricewater house Coopers LLP [2].
Таблица 1. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на плановый период 2016 и 2017 годов [составлено автором на основе аналитической информации, предоставленной государственными органами власти]
Вариант развития | Содержание варианта | Прогнозируемые результаты | Предпосылки результатов |
Вариант 1 (базовый) | Предполагает сохранение инерционных трендов, сложившихся в последний период, консервативную инвестиционную политику частных компаний, ограниченные расходы на развитие компаний инфраструктурного сектора при стагнации государственного спроса. |
В 2016 — 2017 гг. на фоне сокращения оттока капитала, по мере снижения геополитической напряженности и восстановления интереса бизнеса к инвестированию в расширение производства, годовые темпы прироста экономики могут повыситься до |
Ускорение роста потребления, при этом в указанный период экономический рост будет сдерживаться снижением инвестиционного спроса со стороны компаний инфраструктурного сектора, металлургии, а также отсутствием роста государственных капитальных вложений. |
Вариант 2 (умеренно-оптимистичный | Предполагает более активную политику, направленную на снижение негативных последствий, связанных с ростом геополитической напряженности, и создание условий для более устойчивого долгосрочного роста. Сценарий характеризует развитие экономики в условиях повышения доверия частного бизнеса, применения дополнительных мер стимулирующего характера, связанных с расходами бюджета по финансированию новых инфраструктурных проектов, поддержанию кредитования наиболее уязвимых секторов экономики, увеличению финансирования развития человеческого капитала. | Среднегодовые темпы прироста кредитов нефинансовым организациям в 2016 — 2017 гг. увеличатся до 15 — 17 процентов. Вариант предусматривает более быстрое снижение оттока капитала, который может быть полностью исчерпан к 2017 году. В среднем за период 2016 — 2017 гг. ежегодный рост ВВП более чем на 1,4 п. п. выше, чем в варианте 1. | Сценарий предполагает проведение более мягкой бюджетной политики за счет модификации действующего бюджетного правила и полного использования ресурсов Фонда национального благосостояния, направляемых на финансирование новых проектов и докапитализацию банковской системы. |
Вторую позицию в Европе-2030 аналитики отводят Германии, третье — Франции. В докладе вводится понятие «геополитической революции» — кардинальной смены лидеров мировой экономики. На смену традиционным лидерам — индустриальным державам Запада, объединенных в «семерку» G7 (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия и Канада), придет группа стран категории emerging markets — Е7 (Китай, Россия, Индия, Бразилия, Мексика, Индонезия и Турция). По мнению PwC, группа Е7 сравняется с G7 по совокупному ВВП к 2019 году, а еще спустя десятилетие, к 2030 г., превзойдет его на 30%. Надо отметить, что в 2000 г. ВВП «большой семерки» было на 50% больше, чем ВВП «развивающейся семерки». В 2017 году разрыв сократится уже до 35%, цитирует доклад Business Week. В итоге к 2030 г. мировой рейтинг по экономической мощи будет выглядеть так: Китай, США, Индия, Бразилия, Россия, Германия, Мексика, Франция и Великобритания [1].
Список литературы