Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Профессиональная компетентность преподавателей СПО

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мержуева Луиза Майрбековна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2017»  (март, 2017)
Количество просмотров статьи: 2262
Показать PDF версию Профессиональная компетентность преподавателей СПО

Мержуева Луиза Майрбековна
старший преподаватель кафедры педагогики и психологии
Чеченского института повышения квалификации
работников образования
E-mail: bela_007@bk.ru

Рассматривать профессиональную компетентность преподавателя имеет смысл, как многофакторное явление, как культурологическую составляющую профессионализма, как целостное компетентностное образование, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности и др.).

Представить компетентность педагога можно как совокупность ее компонентов: готовность к проявлению ком­петентности (т.е. мотивационный ас­пект), где готовность рассматривает­ся как мобилизация субъектных сил; владение знанием содержания ком­петентности (т.е. когнитивный аспект); опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и не­ стандартных ситуациях (т.е. операционально-технологический аспект); отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностно-смысловой аспект, выступающий и как мотива­ционный); эмоционально-волевая регуляция процесса и результата про­явления компетентности.

При этом компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного человека, то есть, компетентность — это некая личностная характеристика, уже состоявшееся личностное качество и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

Компетентность является следствием обучения, поскольку относится к личности, и формируется в процессе выполнения определенного комплекса действий.

Если профессиональную педагогическую деятельность рассматривать как решение определенных задач, то такой подход предполагает развитие следующих ключевых компетенций: распознавание практических проблем; их формулировка; перевод проблемы в форму задачи; соотношение с контекстом полученной системы знаний; анализ и оценка результата.

Таким образом, содержание профессиональной компетентности многопланово, а ее структура представляется в виде совокупности различных компонентов, которые можно объединить в три блока:

-научно — теоретический блок (или когнитивный, информационно-знаниевый), характеризующий круг знаний, необходимых для реализации данной компетентности;

-операционально — деятельностный блок (или деятельностный, операционально-технологический, предметно-практический), описывающий уровень владения субъектом алгоритмами, способами, умениями, опытом реализации деятельностных компонентов компетентности;

-личностно — психологический блок, отражающий интеллектуальные, мотивационные, ценностно-смысловые и эмоционально-волевые структуры психики субъекта профессиональной деятельности, которые они выступают в качестве предпосылок индивидуальной успешной деятельности и развиваются в ходе ее осуществления.[1]

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетенции педагога той или иной специальности определяется квалификационной характеристикой. Она представляет собой нормативную модель компетенции педагога, отображая научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений, навыков.

Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к педагогу на уровне его теоретического и практического опыта.

Условно отделяя профессиональную компетентность от других личностных преобразований, мы имеем в виду, что усвоение знаний — не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков — главного критерия профессиональной готовности.[2]

Понимание сущности педагогических умений позволяет понять их внутреннюю структуру, т.е. взаимообусловленную связь действий (компонентов умений) как относительно самостоятельно частных умений. Например, умение «провести беседу» может быть разложено на частные умения: определить тему, наиболее адекватно отражающую интересы и потребности студентов в то же время учитывающую ведущие воспитательные задачи, стоящие перед группой; отобрать содержанием, выбрать формы, методы средства воспитания с учетом возраста воспитанников и конкретных условий, составить план. Точно так же можно разложить умение «составить план».

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный смысл ее решения сводится к триаде «Мыслить — Действовать- Мыслить». В результате профессиональной компетенции педагога может быть представлена как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения объединены в четыре группы:

— Умение ставить педагогические задачи;

— Умение программировать способы педагогических взаимодействий;

— Умение выполнять педагогические действия;

— Умение изучать процесс и результаты решения педагогической задачи.

Литература:

  1. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя //Педагогика. 2001. № 10. — С. 28-33.
  2. Маркова А.К. Психология профессионализма. — М: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2008. −287с.