Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Рыжкова Оксана Алексеевна
МБОУ «СОШ № 3»,
г. Шебекино Белгородской области,
учитель начальных классов
E-mail: ryzhkova2160@mail.ru
Проблема мотивации обучения является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п. И.А. Зимняя называет мотивацию «запускным механизмом» всякой человеческой деятельности.
Расценивая мотивацию как важнейшую пружину процесса овладения иностранным языком, обеспечивающую его результативность, нужно иметь в виду следующее: мотивация — сторона субъективного мира ученика, она определяется его собственными побуждениями и представлениями, осознаваемыми им потребностями. Отсюда все трудности вызова мотивации со стороны. Учитель может лишь опосредованно повлиять на неё, создавая предпосылки и формируя основания, на базе которых у учащихся возникает личная заинтересованность в работе.
Как утверждает Г. В. Рогова, интерес к процессу обучения по иностранному языку держится на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности.
К сожалению, современные психологи и педагоги, в частности, Маркова А.К., Фридман Л.М. констатируют ее снижение от класса к классу. Поэтому и возникает необходимость применения таких технологии повышения мотивации, которые поддерживали бы эффективную и плодотворную учебную работу каждого ученика на протяжении всех лет его пребывания в школе и были бы основой его самообучения и самосовершенствования.
Решить эту актуальную проблему могут помочь метод проектов, исследовательская деятельность и использование ИК технологий в учебном процессе.
Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.
Изучая теоретическую литературу по проектной методике [3, 5, 6], можно сделать вывод, что принципы и основные требования метода проектов наилучшим образом соответствуют основным факторам, влияющим на формирование положительной устойчивой мотивации. Таким образом, организация процесса обучения по проектной методике будет наилучшим образом способствовать решению поставленных задач.
«Мотивация лежит в самом проекте, так как ученику предоставляется возможность использовать приобретенные языковые навыки в новых реальных ситуациях» (Е. Полат).
Научно-практическая и научно-исследовательская деятельность учащихся интегрирует в себе элементы многих технологий (метод проектов, портфолио учащихся, педагогическое консультирование, развитие критического мышления через чтение и письмо) и обеспечивает формирование у учащихся ключевых компетентностей. Кроме того, этот вид деятельности наилучшим образом готовит детей к обучению в высших образовательных учреждениях, способствует популяризации ценности интеллектуальной составляющей образования, ориентирует детей в мире профессий.
Таким образом, в процессе обучения учащимся предлагаются проектные работы различной сложности: от самых простых, основанных на материале учебника, до творческих и исследовательских. В результате появляется возможность для дифференциации и индивидуализации обучения в зависимости от потребностей ребёнка и его способностей. Такой подход способствует не только повышению мотивации к обучению, но и позволяет вести работу с учащимися, имеющими различный уровень подготовки по предмету. Общим для учащихся любого уровня подготовки является минимум содержания образования, учебное время, отводимое на изучение той или иной темы и сроки выполнения заданий.
Работая над проектами, особое внимание надо уделять формированию у учащихся умений и навыков самостоятельной проектной и исследовательской деятельности, которые осваиваются как общеучебные умения и навыки: мыследеятельностные, презентационные, поисковые, коммуникативные, информационные.
Формирование этих навыков начинается в начальной школе с1 класса, постепенно совершенствуется и дополняется новыми, и к концу
Во
Применение проектной методики позволило широко использовать как индивидуальные, так и групповые формы работы, активно задействовать как время работы на уроке (в основном, на первом и последнем этапе работы над проектом), так и время после уроков (на среднем этапе работы над проектом, когда учитель оказывает учащимся консультативную помощь или контролирует ход индивидуальной работы).
Работа по проектной методике предполагает следование определённому алгоритму выполнения проекта, включающему несколько этапов:
На первом (мотивационном) этапе учащимся сообщается, зачем нужно изучать данную тему (т.е. ставилась ЦЕЛЬ). Далее формулируются ЗАДАЧИ, т.е. учащимся чётко объясняется, что нужно сделать, чтобы достичь этой цели, обсуждается план предстоящей деятельности, выясняется, что нужно знать и уметь, чего учащимся не хватает, чтобы решить задачу.
На втором (операционально-познавательном) этапе учащиеся усваивают тему, овладевают учебными действиями и операциями в связи с ее содержанием. Этот этап являлся самым продолжительным и самым насыщенным. Он предполагает следующие шаги:
1. Планирование деятельности. Учащиеся под руководством учителя определяют, какие действия необходимо предпринять, определяют результаты, сроки и ответственных.
2. Осуществление деятельности по решению проблемы. На данном этапе у учащихся формируются навыки работы с источниками информации, навыки анализа, синтеза, дети учатся различным вариантам и способам хранения и систематизации собранной информации. Учитель консультирует детей по мере необходимости. Кроме того, учащиеся приобретают навыки работы в команде.
3. Оформление результатов. Учащиеся структурируют полученную информацию, систематизируют полученные данные и формулируют выводы.
4. Представление результатов. На этом этапе происходит коллективное обсуждение результатов и самоанализ деятельности. Третий (рефлексивно-оценочный) этап связан с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов организуется таким образом, чтобы учащиеся испытали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Это приводит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний и в будущем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
Обеспечить повышение уровня мотивации обучения и поддержать высокую степень работоспособности обучаемого помогают мультимедийные средства и применение ИК технологий. Их использование на уроке и во внеурочной деятельности позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным, что представляется особенно важным в условиях становления профильной школы.
Использование информационно-коммуникационных технологий является одним из основных инструментов при подготовке проекта, так как призвано содействовать поиску, обработке, хранению и презентации информации. Формирование у учащихся навыков работы с компьютером способствует значительному росту мотивации обучения, так как информационно-коммуникационные технологии, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода, обладают огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.
Литература