Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проектная деятельность в сфере культуры

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Лонгинов Вадим Владимирович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №12 2017»  (декабрь, 2017)
Количество просмотров статьи: 8818
Показать PDF версию Проектная деятельность в сфере культуры

Лонгинов Вадим Владимирович

Аннотация: В статье рассмотрены особенности управления проектами в России, способы ее внедрения и решения вопроса менеджмента в сфере музыки и фольклора России. В статье были проанализированы такие проекты как: народный музыкальный проект «Певец из народа» 2017г ,проект "Музыка народов мира"2016г, проект "Крым-Россия,Навсегда«2017г..
Проведенный анализ позволяет выделить наметившиеся положительные тенденции в области взаимосвязи культуры и управления, так как индустрия культуры и искусства получила признание важности и перспективности развития. При этом именно в статье показано, что сильный менеджмент сможет вывести индустрию творчества на новый эффективный уровень.

Ключевые слова: индустрии культуры и искусства, менеджмент, проект, проектная деятельность, управление проектами.

In the article the peculiarities of project management in Russia, methods of its implementation and solution management in the field of music and folklore of Russia. The article analyzes projects such as: national music project «Singer of the people» 2017 project "world Music"in 2016, the project "Crimea is Russia Forever«2017. The analysis allows us to highlight the emerging positive trends in the relationship of culture and management, as the industry of culture and art has received the recognition of the importance and development prospects. In this article it is shown that strong management will be able to bring the industry creativity to a new effective level.

Keywords: culture and art industries, management, project, project activity, project management.

Актуальность темы управления проектной деятельностью в сфере культуры и музыки связано с повышением в современном обществе интереса к духовным факторам развития общества, с переосмыслением воздействия музыкального наследия на сферу национального достояния общества, с социально — экономическими преобразованиями в политике России.

В последние десять лет в России реализовано огромное количество культурных проектов, и специалисты по праву оценили значимость проектного подхода к развитию и перспективам в сфере культуры, для реализации ее потенциала. В настоящее время при интенсивном развитии культурных благ именно проектная сторона отстает или не успевает идти в ногу со временем. Проектная база в области культуры слаба, потому как недостаточно изучена и представлена малым количеством научных изысканий для обучения менеджеров проектного направления.

При этом если брать зарубежный опыт в сфере управления проектами, то там уже сложилась некая структура менеджмента и опыт зарубежных коллег говорит о культуре как о сфере, обладающей весомым экономическим потенциалом. В России есть все предпосылки к освоению области управления проектами на базе взаимодействия с институтами государственного, коммерческого и некоммерческого секторов, что обеспечит привлечение дополнительных ресурсов в культурную сферу менеджмента. Что в свою очередь благоприятно отразится на создании в России цивилизованного рынка культурных благ и услуг для населения.

Ранее проектная деятельность ассоциировалась с документами, отражающими конструктивные и технологические аспекты в области строительства. При этом благодаря теории проектного управления такой метод, стал успешно внедряться, и в другие сферы жизнедеятельности общества. [1;32] Проектный подход дает возможность привлечь к формированию культурных мероприятий различные инстанции, которые в свою очередь позволят в разы увеличить ресурсную основу мероприятий.

В России однозначно приоритетными на сегодня являются такие проекты, которые несут в себе сохранение и использование культурного наследия к ним относятся народные фестивали. На примере фестиваля «Дикая мята», проведение которой стало уже традицией само по себе. В один из городов России приезжают гости из других городов РФ и зарубежные гости. Программа такая насыщенная и разнообразная, что есть интерес для каждого даже для самого маленького зрителя и участника. Концерты, игры, спектакли и спортивные мероприятия, ярмарки народного творчества всё объединено в рамках фестиваля. Идет огромный приток инвестиций, в том числе иностранных с регион для помощи в проведении фестиваля. Партнерами фестиваля были такие монстры бизнеса как: Норникель, Senheiser, Haier, Теле2, Посольство Израиля, и т.д. Проведение таких фестивалей дает решить многие социальные задачи, влияющие на производственную деятельность на базе культуры, внутренний и въездной культурный туризм как источник занятости населения. [8;9;10;11]

При управлении проектами сейчас активно используются взаимосвязи с органами государственной власти на различных уровнях (федеральные и муниципальные органы, районные департаменты культуры и т.д.). Это связано с приобретением государственно статуса мероприятием, а соответственно привлечением к нему внимания со стороны дополнительного финансирования от спонсоров и положительной репутации проекта. Для российской проектной деятельности характерно привлечение к финансированию корпоративного бизнеса таких организаций как: компании Газпром, Лукойл, Сбербанк, Альфа-Банк, АФК Система и т.д. Они очень часто принимают участие в спонсорской деятельности и благотворительности. Такая практика благотворительности отлично развита за рубежом, в том числе долгосрочное финансирование программ, тем более специалисты в области теории развития управления проектов оценивают такую деятельность как положительный потенциал. Наряду с этим выделяется еще как положительный потенциал спонсорство, меценатство, партнерство и инвестирование национальное или иностранное.

Применение проектного управления со стороны спонсора можно увидеть как рекламу своего товара со стороны участников культурной программы, меценатство несет безвозмездную помощь. А вот инвестирование всегда с отдачей в виде части прибыли для инвестора. При этом партнерство при проектной деятельности, может быть весьма разносторонним, и по — разному выгодным обеим сторонам участникам. В любом случае она всегда интересна, но в России слабо развита, ввиду не умелой презентации проектов или отсутствия умения заинтересовать будущего партнёра проекта. [7;89-96]

Одним из решений проблем управления проектами может стать организация и поддержка фондов таких как: Российского Фонда Культуры, Межрегионального благотворительного фонда «Новые Имена», Русского Фонда Старинной Музыки. [5;16]

Проектный подход предусматривает и такие риски как снижение спроса на рынке культурных услуг, что чревато падением интереса к проекту и возможных финансовых рисков с этим связанным. Грамотное обеспечение проекта заинтересованными лицами в виде спонсоров, меценатов, инвесторов дает возможность покрыть дополнительные расходы.

Таким образом, управление проектами — это та область, которая требует не только изучения, но внедрения основ для более тесного сотрудничества бизнеса, менеджмента и культуры. Основой задачей такого сотрудничества является реализация культурного проекта с привлечением материальных, финансовых и человеческих ресурсов. Внедрение основ менеджмента, таких как гибкость управления, маркетинг и эффективность действий в совокупности направленных на получение прибыли принесет культурным проектам качественно новый статус востребованности и экономической эффективности. Чего сейчас крайне не хватает в условиях рынка.

Список источников

  1. Букина Д.М. Деятельность в сфере культуры. — М., 2016. 32 c.
  2. Зарев В.А. Менеджмент проектов: Учеб. пособие. 2-ое изд. — М.: АСВ, 2014. 312 с.
  3. Зубарева Л. Меценатство и инвестирование в российской культуре: новейшие тенденции и обзор опыта //М. 2016. С. 51–58.
  4. Кукушкина Л.А. Благотворительность и спонсорство на рынке культурных проектов // Омский Научный Вестник. 2016. № 8-82. С. 73–77.
  5. Вершинина А. Ф., Тульев Г. Л. Зачем музыке спонсорство и благотворительность. — М.: Колокол, 2016.с-16
  6. Матюшок В.М., Бурчакова М.А., Смаржевский И.А., Якубова Т.Н., Лазанюк И.В., Сорокин Л.В., Матюшок С.В. // Управление проектами, М- РУДН, 2010, Учебное пособие. 553с.
  7. Лазанюк И.В., Кареке Г.T. Управление рисками инновационных проектов: анализ и оценка рисков, Sheffield. // «Science and education LTD, 2015, 89-96.
  8. Музыкальный проект «Певец из народа» 2017г/интернет ресурс/ http://pevetsiznarodatv.ru/
  9. Фольклорные Фестивали России 2016 /интернет ресурс/ https://vk.com/folk_fest_russia
  10. Музыкальный проект "Крым-Россия, Навсегда"2017г /интернет ресурс/ https://vk.com/krimrossianavsegda
  11. Фестиваль Дикая мята /интернет ресурс/ http://www.jgroup.ru/festivals/wildmint