Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Высокая Алевтина Николаевна
учитель начальных классов
КГОБУ «Камчатская школа-интернат
для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
г. Петропавловск-Камчатский
E-mail: ali7818@yandex.ru
Проектная деятельность мало используется в начальной школе: педагоги считают, что эта деятельность недоступна детям младшего школьного возраста. Но опыт показывает, что обучающиеся начальных классов не только с удовольствием принимают в практических исследованиях-опытах, экспериментах, целенаправленных наблюдениях, но и могут проводить теоретические исследования.
Проектная деятельность служит средством комплексного решения задач. Через проектную деятельность осваиваются основы исследовательской деятельности, создаётся ситуация успеха. В специально организованной деятельности, в непосредственном опыте ребенка формируются социальные умения и навыки. Сочетание обязательного содержания, многоаспектной структуры заданий и дифференцированной системы помощи создают условия для мотивации продуктивной познавательной деятельности у всех обучающихся, в том числе и одаренных и тех, кому требуется педагогическая поддержка. Содержательную основу для такой деятельности составляют практические работы, работы с натуральными объектами, представление заданий в разных формах (рисунки, схемы, чертежи, таблицы, диаграммы и т.д.), которые способствуют развитию критичности мышления, интереса к умственному труду.
Учебный проект как комплексный и многоцелевой метод имеет большое количество видов и разновидностей.
По специфике содержания выделяют практико-ориентированный , исследовательский, информационный, творческий, ролевой проекты.
По комплектности различают два типа проектов: монопроекты (в рамках одного предмета или одной области знания) и межпредметные проекты (под руководством нескольких специалистов в различных областях знания).
По характеру контактов между участниками проекты бывают: внутриклассные, внутришкольные, региональные, межрегиональные, международные.
В проектную деятельность младших школьников следует вовлекать, начиная с первого класса. Вначале — это доступные практические задания, выполняемые на уроках, перед уроками или во время большой перемены. Постепенно задания усложняются и к 4 классу обучающиеся под руководством учителя, с помощью родителей с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, что положительно влияет на качество учебно-воспитательного процесса.
В ходе проектной деятельности активное сотрудничество с родителями и сторонними организациями пробуждает интерес обучающихся к естественно-научным дисциплинам, создаёт эмоциональный комплекс образа отношений внутри семьи, группы, класса, организации. Обучающиеся привлекаются к участию в природоохранным акциям. Дети учатся культуре поведения на улице, товариществу в ходе практической деятельности.
Работа над проектом создаёт благоприятные условия для накопления фактических знаний, достоверных конкретно-образных представлений о деятельности человека и природе на территории города, края, страны, мира.
Практика показывает, что после завершения проекта обучающиеся приобретают следующие универсальные учебные действия, знания и умения:
Личностные универсальные учебные действия:
— учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
— ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей;
— основы экологической культуры: готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия:
— понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной деятельности;
— определять последовательность действий при выполнении учебной задачи;
— оценивать свою учебную деятельность в сравнении с деятельностью одноклассников;
— самостоятельно выполнять основные правила гигиены учебного труда;
— учиться пооперационному контролю учебной работы своей и товарища;
— учиться планировать основные этапы выполнения учебной задачи;
— уметь работать самостоятельно, в паре с товарищем.
Познавательные универсальные учебные действия:
— осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом;
— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;
— строить сообщения в письменной форме;
— ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
— строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
— осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
— устанавливать аналогии.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;
— понимать и выполнять поручения, выразить просьбу, желание, побуждение;
— задавать вопросы и отвечать на них;
— участвовать в диалоге на основе слухозрительного восприятия устной речи;
— рассказывать об экскурсии, используя зарисовки, сделанные до экскурсии и во время нее;
— выражать согласие, несогласие с высказыванием собеседника;
— уметь выразить понимание или непонимание в ходе беседы.
— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
— строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
— использовать речь для регуляции своего действия.
Таким образом, при использовании приемов и методов проектной деятельности, расширяется кругозор и словарный запас обучающихся как в области предмета, так и в окружающей действительности, возникает личностно-ориентированный интерес обучающихся к изучению учебного предмета, активизируется познавательная деятельность обучающихся, оживляется традиционный учебный процесс, что ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Используемая литература