Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Башарова Анна Константиновна
Студент магистратуры
Санкт-Петербургского политехнического университета
Петра Великого
Россия, г. Санкт-Петербург
В России, как и в любом развитом государстве, деятельность некоммерческих организаций (далее — НКО) осуществляется на довольно высоком уровне. Среди российских регионов Северо-Западный является одним из лидеров по количеству НКО.
Экономический эффект от работы некоммерческого сектора является достаточно весомым для Северо-Западного региона так как в некоммерческой сфере работают около 3 % населения, не учитывая волонтеров, а также НКО распределяют привлеченные средства на реализацию множества социальных программ и проектов, при этом большая часть населения получает социальную помощь от НКО.
Взаимодействие региональных и муниципальных властей с НКО в разных регионах и муниципалитетах ведется с разной степенью активности. Ее качество значительно отличается в зависимости от степени заинтересованности и нацеленности власти на работу с НКО.
Поддержка региональных и муниципальных властей социально-ориентированных НКО (в том числе благотворительных организаций) может быть оказана в следующих формах:
1. Оказание финансовой поддержки:
1.1. Предоставление льгот по уплате налогов и сборов (не только для НКО, но и для физических и юридических лиц, осуществляющих пожертвования в пользу НКО).
1.2. Финансовая помощь в виде грантов на основе конкурса.
1.3. Финансовая помощь в виде субсидий на основе конкурса.
1.4. Размещение у социально ориентированных НКО заказов на выполнение работ, оказания услуг, поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.
2. Оказание имущественной поддержки (сдача помещений, принадлежащих Санкт-Петербургу, в аренду с применением льгот для организаций осуществляющих социально-значимые виды деятельности — Комитет имущественных отношении Санкт-Петербурга).
3. Оказание информационной поддержки (порядок обращения за информационной поддержкой, социальная реклама — Комитет по печати и средствам массовой информации).
4. Оказание организационной, методической поддержки (повышение квалификации для сотрудников НКО — Комитет по социальной политике, Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями).
Формы и размеры государственной финансовой поддержки НКО определяются распоряжениями глав регионов, постановлениями региональных правительств, либо региональными законами.
Предоставление льгот по уплате налогов и сборов (не только для НКО, но и для физических и юридических лиц, осуществляющих пожертвования в пользу НКО) как форма финансирования деятельности НКО существует и закреплена законодательством РФ, но на деле либо не предоставляется, так как налоговыми льготами пользуется только 1 % НКО, либо об этом не знают общественность, бизнес и сами НКО.
Что касается финансовой помощи в виде грантов на основе конкурса, то здесь необходимо отметить то, что в результате введения «Закона об агентах» в 2013 году [1], а также повышения недоверия граждан к НКО, НКО переориентировались с внешнего (западного) финансирования на внутреннее (российское). Таким образом, возросло количество заявок на получение грантов практически в 3 раза и теперь грант может получить любая НКО, проект которой имеет социальное значение. Относительно недостатков подачи заявки для участия в конкурсе на получение гранта следует отметить следующие: высокие транзакционные издержки, рост бюрократизации НКО, необходимость дополнительных знаний и навыков, поддержка имеет краткосрочный характер, избыточная отчетность.
Ниже представлена схема финансирования деятельности НКО с помощью получения грантов (рисунок 1).
Рисунок 1 — Финансирование деятельности НКО с помощью грантов
После получения грантов НКО от грантодающих организаций, должны быть размещены отчеты о расходовании средств, что зачастую не совершается. Либо получает грант именно та НКО, чья деятельность связана с государственными органами, например, НКО возглавляется депутатом. Таким образом, можно сказать, что система распределения бюджетных средств абсолютно непрозрачна, поэтому ей необходимо уделять особое внимание.
Хочется затронуть и финансовую помощь в виде субсидий на основе конкурса. Субсидия может предоставляться как на возмещение затрат социально-ориентированной НКО (за оплату помещения, выполнение работ или услуг), так и на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере.
Средства субсидий являются строго целевыми, по ним в обязательном порядке предоставляются отчеты и подтверждающие целевое использование документы.
Рисунок 2 — Финансирование деятельности НКО с помощью субсидий
Размещение у социально ориентированных НКО заказов на выполнение работ, оказания услуг, поставки товаров для государственных и муниципальных нужд. В данной модели взаимодействия государство, а именно администрация района выступает в качестве заказчика услуги, ее потребителями является определенная целевая группа (рисунок 3).
После введения Закона об иностранных агентах в 2013 году НКО стали активно участвовать в различных конкурсах и тендерах на получение государственного и муниципального заказа. С вступлением в силу ФЗ № 44 (ред. от 22.02.2017) «О контрактной системе» [2] с 2014 года около 15 % государственных закупок исполняется НКО и малым бизнесом, т.е. введение данного закона привлекло еще больше НКО в систему финансирования.
Рисунок 3 — Государственный заказ для НКО
После проведения конкурса в рамках федерального закона по размещения заказа, контрактной системы в сфере закупок на государственные нужды, между государством и НКО оформляется договор или контракт на оказание услуг. Довольно часто органы власти и местного самоуправления размещают заказы на выполнение социально-значимых услуг и работ именно через государственный заказ. Делается это, в первую очередь, из-за простоты оформления всех документов (в сравнении с процедурой предоставления субсидий).
Сложностей и препятствий для НКО в этой системе очень много:
1. Открытые конкурсы. То есть принять участие в них могут не только НКО, но и любое юридическое лицо, удовлетворяющее условиям объявленного конкурса.
2. В случае размещения заказа на сумму свыше 500 тысяч рублей, организация-заявитель обязана внести залог для участия в конкурсе (определенный объем денежных средств, который потом возвращается организации).
3. НКО сложнее подтвердить целевое назначение и расходование средств, так как основным документом отчетности по таким договорам и контрактам являются акты выполненных работ, а смета часто включает расчетную стоимость услуг (а не полный список статей расходов).
В настоящее время законодательством заложена норма, позволяющая размещать заказы для государственных и муниципальных нужд только среди НКО, однако процедура проведения таких конкурсов все еще не разработана.
Следовательно, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что во всех формах государственной финансовой поддержки НКО существуют немаловажные проблемы, которые требуют решения.
Список использованных источников