Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблемы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Республике Беларусь

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Щербакова Ангелина Вадимовна
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №2 2017»  (февраль, 2017)
Количество просмотров статьи: 2616
Показать PDF версию Проблемы внедрения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в Республике Беларусь

Щербакова Ангелина Вадимовна
Студентка 5 курса
Факультета международных отношений
Белорусского государственного университета
Республика Беларусь, г. Минск
E-mail: shcharbakovaanhelina@gmail.com

Финансовая отчетность представляет собой структурированное отображение финансового положения и финансовых результатов деятельности организации, [3] которая может быть использована в качестве одного из основных источников для принятии экономических решений. К сожалению, в Республике Беларусь так называемая «национальная система бухгалтерского учета» не всегда отражает действительность и зачастую не выполняет изначальной экономической функции. Применение МСФО в данной ситуации может стать эффективным инструментом для интеграции белорусского бизнеса в мировые экономические отношения.

Согласно постановлению от 19.08.2016 № 657/20 Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь с 1 января 2017г. в качестве технических нормативных правовых актов были введены в действие 42 международных стандарта финансовой отчетности, а также разъяснения к ним. Некоторые из них, как например, стандарт 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» применялся рядом организации Беларуси в 2011 году, после того, как «большая аудиторская четверка» признала экономику Беларуси гиперинфляционной. [6]

Правительство Республики Беларусь и ранее делало шаги к сближению с мировыми стандартами. Так, например, Директива Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» провозглашала цель «расширить применение в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, радикально сократить финансовую отчетность», «обеспечить применение в Республике Беларусь на широкой основе международных стандартов финансовой отчетности в бухгалтерском учете». [1]

Согласно новым требованиям на 2017 г. общественно значимые организации (за исключением банков) обязаны составлять за 2016 год и последующие годы годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республики Беларусь. [2] Для остальных белорусских организаций МСФО в настоящее время не обязательны. Продолжают действовать Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (в ред. от 31.12.2013); Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утв. постановлением Минфина от 27.02.2009 № 37/18/6 (в ред. от 06.05.2014) и др. Следовательно, на данном этапе можно говорить не о полном переходе белорусских организаций на МСФО, а о «параллельном» существовании национальной и международной отчетности. [5]

В процессе введения новых стандартов неизбежно появление ряда проблем.

1. Неразвитая законодательная база.

Визуальный план правительства «Пять шагов сближения с МСФО», представленный на официальном сайте Министерства финансов РБ, предполагает в качестве одно из пунктов изменение законодательства страны. Тем не менее, на данном этапе такие изменения едва ли возможны. Белорусская система, согласно которой, весь законодательный и регулятивный процесс находится во власти государства не позволяет создать независимый орган контроля за соблюдением и адаптацией стандартов МСФО.

2. Проблема сосуществования международный и национальных стандартов отчетности

Белорусским бухгалтерам придется пересмотреть ряд статей и элементов отчетности которые не соответствуют стандартам МФСО, так как очень часто итоговые результаты национальной системы не отражают реального положения дел. Например, под предлогом «поддержания стабильной работы» предприятий, позволяется не начислять амортизацию, переоценивать основные фонды по искусственным коэффициентам или капитализировать некоторые затраты. Если Указ № 622 позволял переоценивать значительную часть основных средств по решению организации, то согласно практики МФСО компания должна будет:

— Справедливо оценивать активы их по стоимости, которая была бы получена при продаже;

— Проводить регулярную переоценку;

— Проводить уценки активов;

— Формировать резервы сомнительных долгов и обесценения и т. п.

Новые разъяснения содержатся в следующих документах МСФО: «Разъяснение допустимых методов амортизации (Поправки к МСФО (IAS) 16 и МСФО (IAS) 38)»; «Продажа или взнос активов в сделках между инвестором и его ассоциированной организацией или совместным предприятием (Поправки к МСФО (IFRS) 10 и МСФО (IAS) 28)»;

3. Незаинтересованность самих организаций и предприятий

К сожалению, в Республике Беларусь рынок ценных бумаг остается весьма неразвитым. Многие предприятия не заинтересованы в привлечении инвестиций, приравнивая ведение учета на уровне, отвечающему международным стандартам, таким как МСФО и US GAAP к раскрытию коммерческой тайны. Сказывается также нехватка квалифицированных кадров.

На сайтах белорусских компаний практически невозможно встретить документы финансовой отчетности. Несмотря на то, что итоги деятельности большинства ОАО доступны на сайте Министерства финансов РБ, данные, предоставленные в одной сводной таблице едва ли можно назвать информативными для заграничных инвесторов.

Настоящее внедрение международных стандартов начнется в Беларуси тогда, когда они станут массово востребованы для управления и инвестирования.

На данном этапе Беларусь входит с писок целевых стран ряда инвестиционных проектов Европейского банка реконструкции и развития (размер инвестиций от 500 тыс. — до 6 мил. евро). Одним из условий проекта является реалистичная оценка начального финансового положения компании с применением международных стандартов МСФО [4], на основании которого строится дальнейший бизнес-план. Следовательно, сфера применения отчетности по МСФО в Беларуси не должна быть ограничена формальным требованием простого наличия и опубликования. Только практическая реализация и адаптация международных стандартов отчетности позволит стране в полной мере использовать свое положение географического центра Европы, обеспечить прозрачность госсектора и улучшение в нем корпоративного управления.

Список использованной литературы:

  1. Директива Президента от 31.12.2010 № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» // Официальный интернет —портал Президента РБ [Электронный ресурс] . — Режим доступа: http://president.gov.by/ru/official_documents_ru/view/direktiva-4-ot-31-dekabrja-2010-g-1400/ (Дата обращения: 01.02.2017)
  2. Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» // Национальный Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2015. — Режим доступа: http://www.pravo.by. — Дата доступа: 28.12.2016.
  3. Постановление Совета Министров и Национального Банка РБ от 19.08.2016 № 657/20. «О введении в действие на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности и их Разъяснений, принимаемых Фондом Международных стандартов финансовой отчетности»: [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.government.by/ru/solutions/2595 (Дата обращения: 01.02.2017)
  4. Официальный сайт ЕБРР. Direct equity investment. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ebrd.com/work-with-us/project-finance/equity/direct-equity.html%20 (Дата обращения: 03.02.2017)
  5. С.В. Овсейко. Введение на территории Республики Беларусь Международных стандартов финансовой отчетности. — 2016 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://normativka.by/lib/document/53094 (Дата обращения: 01.02.2017)
  6. «Hyperinflation Accounting» Applicable in Belarus as of Fourth Quarter 2011 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.telekomaustria.com/en/newsroom/2011-12-7-hyperinflation-accounting-applicable-in-belarus-as-of-fourth-quarter-2011 (Дата обращения: 01.02.2017)