Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Ечина Татьяна Олеговна
Главный бухгалтер Государственного бюджетного учреждения
«Спортивная школа №3 Белгородской области им. Б.В. Пилкина»,
Россия, г. Белгород
На сегодняшний день одной из наиболее социально незащищенных категорией населения являются люди-инвалиды. В нашей стране насчитывается более десяти миллионов человек с ограниченными возможностями. Большинство из них нуждается в реабилитации. Наиболее социально значимыми являются мероприятия, проводимые по средствам адаптивной физкультуры. Физическая активность инвалидов ведет их к нормальной социальной жизни, интеграции с обществом, преодолению психологических барьеров, становлению себя, как личности.
На федеральном уровне в России сделан большой шаг вперед по внедрению адаптивной физкультуры в жизнь инвалидов. В 2007 году был принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который четко указывал на создание в России адаптивных учреждений (как взрослых, так и детских). На следующий год появился модельный закон «О паралимпийском спорте». Данный документ конкретизировал статус спортсменов-паралимпийцев, описал правовое поле и род деятельности учреждений. На региональном уровне на основании данных законов разработаны местные постановления и распоряжения, приняты программы для адаптации инвалидов, популяризации адаптивного спорта и его продвижения в ряды людей с ограниченными возможностями. Благодаря тому, что государственная власть обратила внимание к проблемам адаптивного спорта количество инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, значительно увеличилось. Начало решения задачи по коррекции и оздоровлению населения с ограниченными возможностями было положено [1].
Однако, на региональном уровне проблемы развития адаптивного спорта очевидны:
1. Несмотря на значительные успехи в подготовке специалистов по адаптивному спорту и создания системы повышения квалификации, все еще острой проблемой является нехватка кадров. Большинство тренеров сегодня обучались для работы со здоровыми спортсменами. Для занятий с инвалидами мало общих знаний по физкультуре, необходимы специальные знания, связанные с психологией и медициной.
2. В регионах недостаточный уровень обеспеченности спортивными объектами. А в тех местах, где есть строения, наблюдается низкий уровень их загруженности. В большинстве случаев это связано со слабой материально-технической базой. Сооружения не располагают необходимым вспомогательным оборудованием для занятий инвалидов.
3. Отсутствие сертифицированных врачей, имеющих специальное образование в области диагностики спортсменов на предмет определения их к спортивному классу в определенном виде спорта. Врачи-классификаторы на сегодняшний день достаточно редкая профессия, содержание такого специалиста может себе позволит не каждый Центр спортивной подготовки, не говоря уже о школах адаптивного спорта.
4. Заинтересованные ведомства не имеют эффективного взаимодействия между собой. Как правило, работа с особенными людьми сопряжена с определенными рисками. Большинство организаций не готово работать с инвалидами, поэтому «отфутболивают» соискателей от инстанции к инстанции
5. Отсутсвие пропаганды спорта среди лиц с ограниченными возможностями. Как правило, информация о мероприятиях появляется благодаря активистам из тренерского состава.
6. Невозможность финансирования восстановительных мероприятий. Спортсмену-инвалиду необходима фармакологическая поддержка и медицинская реабилитация, на которую в регионах не выделяются средства.
7. Нет обоснованного подхода к планированию учебно-тренировочного процесса со спортсменами-инвалидами, принципов отбора одаренных людей.
8. Финансовая мотивация. В адаптивном спорте, как и в спорте высших достижений «обычных» людей должна быть система поощрения и премирования.
Становится понятно, что несмотря на проделанную работу на федеральном уровне и постоянное развитие адаптивного спорта, существуют проблемы развития физической культуры и спорта людей с ограниченными возможностями в регионах. Для их решения необходимо реализовывать стратегию развития физкультуры и спорта на период до 2020 года, совершенствовать нормативно-правовую базу, активизировать все региональные возможности пропаганды, создать механизмы реализации развития адаптивной физкультуры, обеспечить контроль и мониторинг концепции развития спорта среди инвалидов.
Список литературы