Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблемы применения статей 282.1 УК РФ и 282.2 УК РФ

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Ганаева Есита Эминовна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №3 2016»  (март)
Количество просмотров статьи: 7371
Показать PDF версию Проблемы применения статей 282.1 УК РФ и 282.2 УК РФ

Ганаева Есита Эминовна,
к.ю.н., доцент кафедры Уголовного права и криминологии
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Основными проблемами, связанными с деяниями, предусмотренными ст. 281.1 УК РФ и ст. 281.2 УК РФ, является установление понятия экстремистского сообщества и экстремистской организации. В юридической литературе до сих пор не сложилось единой точки зрения о понятии экстремистского сообщества, несмотря на то, что уголовная ответственность за организацию экстремистского сообщества была введена еще в 2002 г. [1]

В рамках уголовно-правовой характеристики организации экстремистского сообщества большой теоретический и практический интерес представляет вопрос о соотношении деяний, предусмотренных ст. 282.1 «Организация экстремистского сообщества», ст. 281.2 «Организация деятельности экстремистской организации» и ст. 210 «Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)», поскольку до настоящего момента не выработано четких критериев разграничения экстремистского и преступного сообщества, а также экстремистской и преступной организации.

В специальной литературе это определение иногда распространяется и на экстремистское сообщество. Иначе говоря, указанный автор отождествляет понятия «экстремистское сообщество» и «экстремистская организация», что представляется неверным. [2,с.43]

Относительно экстремистского сообщества в ст. 282.1, среди прочего, предусмотрена ответственность за его создание, но создать общественное или религиозное объединение либо иную организацию, в отношении которых судом уже принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или о запрете деятельности, объективно невозможно. Очевидно, что сначала создается общественное или религиозное объединение либо иная организация, а только потом судом может быть принято решение о ликвидации такой организации или запрете ее деятельности, но никак не наоборот.

Если предположить, что экстремистское сообщество – это организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, являющаяся общественным или религиозным объединением или иной организацией, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, то непонятно, зачем законодатель наступление уголовной ответственности поставил в зависимость от событий, которые должны произойти после непосредственного совершения самого деяния. Получается, что создание организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, если эта группа является общественным или религиозным объединением или иной организацией, изначально не признается уголовно-противоправным, и только после принятия судом в отношении этой группы решения о ликвидации или запрете деятельности совершенные в прошлом действия по организации такой группы становятся уголовно-наказуемыми. Такое толкование понятия экстремистского сообщества не соответствует уголовному закону (ст. 282.1 УК РФ), признающему преступление оконченным уже с момента организации экстремистского сообщества вне зависимости от наличия какого-либо судебного решения в отношении него.

Такое понимание экстремистского сообщества и экстремистской организации находит свое подтверждение и в науке уголовного права. Так, в специальной литературе обоснованно отмечается, что в отличие от преступления, предусмотренного ст. 281.1 УК РФ, «организация может создаваться для совершения хотя и экстремистских действий, но не представляющих собой самостоятельного преступления (например, для пропаганды и публичного демонстрирования нацистской символики и атрибутики)». В этих случаях, как отмечается, «условиями уголовной ответственности являются вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете и, несмотря на это, продолжение экстремистской деятельности в виде ее организации или участия в ней»[2,с.288].

Следующая проблема возникает при попытке уяснить суть экстремистского сообщества. Обращает на себя внимание несоответствие заголовка ст. 282.1 УК РФ, который характеризует рассматриваемое объединение как некое преступное сообщество, тексту диспозиции, в которой говорится об организованной группе. Немалая часть юристов относят экстремистское сообщество к разновидности организованной группы. Так, В. Тюнин отмечает: «В нашу задачу не входит рассмотрение понятия «преступное сообщество», поскольку это понятие в ст. 282.1 УК РФ употребляется как идентичное понятию «организованная группа».[3,с.45]

С приведенным мнением трудно согласиться. Несомненно, некоторые признаки, отличающие преступное сообщество (ч. 4 ст. 35 УК РФ) от экстремистского сообщества, налицо, но неверно было бы относить только по этой причине экстремистское сообщество к организованной группе лиц.

По этому вопросу в литературе существует и иная точка зрения: экстремистское сообщество – это разновидность преступного сообщества. Например, А.Н. Игнатов отмечает: «Экстремистское сообщество рассматривается как особый, специальный вид преступного сообщества»[4,с.96]. Сходной точки зрения придерживаются и другие авторы, в частности, А.В. Ростокинский, который пишет: «Анализ норм действующей редакции ч. 1 ст. 282.1 и ч. 1 ст. 210 УК РФ позволяет предположить, что названные объединения отличаются друг от друга исключительно целями: преступное сообщество преследует цели совершения общеуголовных преступлений, а экстремистское сообщество (организация) – лишь преступлений экстремистской направленности»[5,с.183].

В соответствии со ст. 282.1 УК РФ под экстремистским сообществом понимается организованная группа лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности (ч. 1). На этом основании многие авторы делают вывод о том, что признаки экстремистского сообщества совпадают с признаками организованной группы. Однако согласно диспозиции ст. 282.1 экстремистское сообщество может состоять из частей или структурных подразделений, т.е. обладать таким признаком преступного сообщества, как структурированность. Этот признак не свойствен организованной группе, обладающей лишь признаком устойчивости.[6,с.536]

Игнорируя это положение, некоторые авторы утверждают, что экстремистское сообщество обладает устойчивостью, но не структурированностью. С этим утверждением нельзя согласиться.

Тяжесть преступлений, для совершения которых создается экстремистское сообщество, законодателем не определена.

В юридической литературе уже отмечалось, что такой признак преступного сообщества, как специальная цель – совершение тяжких или особо тяжких преступлений, небезупречен, поскольку группа лиц по предварительному сговору и организованная группа также могут создаваться для совершения тяжких или особо тяжких преступлений ввиду того, что никаких ограничений по этому поводу закон не содержит. Кроме того, в процессе своей деятельности преступное сообщество может совершать и иные (не являющиеся тяжкими или особо тяжкими) преступления.[7,с.259]

Еще один признак, отличающий преступное сообщество от организованной группы, – это признак получения прямо или косвенно финансовой или иной материальной выгоды. Данный признак не выделен как обязательный для экстремистского сообщества.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

Представляется обоснованным сформулировать ч. 1 ст. 282.1 следующим образом: «Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц или преступного сообщества для подготовки или совершения экстремистских преступлений и (или) преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения экстремистских преступлений и (или) преступлений экстремистской направленности – наказывается…».

Понятия «организованная группа лиц» и «преступное сообщество» содержатся в ст. 35 УК РФ.

Законодатель различает экстремистское сообщество (ст. 282.1 УК) и экстремистскую организацию (ст. 282.2 УК). Для признания группы экстремистским сообществом не требуется предварительного судебного решения о запрете или ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности.

Статья 282.1 УК РФ в действующей редакции имеет ряд недостатков, среди которых несоответствие заголовка тексту диспозиции; несоответствие признаков.

Литература:

  1. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 г. № 112-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2002. № 30. Ст. 3029.

  2. Бидова Б.Б. Специально-криминологическое противодействие молодежному экстремизму(http://haa.su/AmT/) // Молодой ученый.(http://haa.su/AmU/) 2012. № 11. - С. 287-289.

  3. [1] Тюнин В. Организация экстремистского сообщества // Уголовное право. 2006. № 3. - С. 44-49.

  4. Уголовное право России (учебник для вузов). Т. 2. Особенная часть / Под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. - М.: Норма, 2011. - 752с.

  5. Ростокинский А.В. Преступления экстремистской направленности как проявления субкультурных конфликтов молодежных объединений: уголовно-правовые и криминологические проблемы. - М.: АзЪ, 2008. - 281с.

  6. Бидова Б.Б. Экспансия исламского радикализма на Северном Кавказе (http://haa.su/AmR/) //Молодой ученый.(http://haa.su/AmS/) 2013. № 6. - С. 535-537.

  7. Бидова Б.Б. Психолого-политическое понимание экстремизма(http://haa.su/AmD/)//Молодой ученый.(http://haa.su/AmE/) 2013. № 1. С. 259-260.