Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Крайнова Анна Игоревна, студентка юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
Аннотация:
Статья посвящена исследованию проблем повышения качества законов, рассматривается вопрос о необходимости создания высокоэффективной, качественной правовой системы, в которой бы уделялось должное внимание повышению качества законов, поскольку это напрямую влияет на развитие государства и общества.
Ключевые слова:
Качество закона, эффективность, проблемы влияющие на качество законов, совершенствование законов, повышение качества законов, планирование законотворчества, показатели качества.
Развитие государства и общества порождает необходимость законодателю уделять особое внимание качеству принимаемых законов. Закон должен быть не только написан, принят и официально опубликован, но и понятен, доступен для тех, кому необходимо его соблюдать и исполнять. От качества нормативных правовых актов зависит эффективность их реализации [4, с. 193].
В последнее время мы наблюдаем постепенное снижение качества российских законов. Причины ненадлежащего качества коренятся в проблемах законотворческого процесса, а так же связанны с проблемами подготовки и принятия законов.
Ненадлежащее качество законов, выражается в следующем:
- в искажённом отображение общественных процессов в законе;
- в возникновение коллизий и пробелов в законодательстве;
- в наличие грамматических и лингвистических ошибок в законах;
- в несоблюдение законодательной техники и др. [1, с. 181]
Проблемы оказывающие влияние на качество законов - это, в первую очередь, проблемы законодательной политики. На сегодняшний день необходимо совершенствование всего комплекса действующих предписаний, а также повышения качества принимаемых законов [2, с. 173].
Повышению качества подготавливаемых законов способствует их научная экспертиза [3, с. 41]. Необходимо обеспечить условия для точного и продуманного обоснования каждого законодательного решения. В связи с этим возникает необходимость привлекать специалистов, которые непосредственно занимаются предметом правового регулирования. Их практическое и теоретическое обсуждение вариантов содержания и структуры будущего закона должно способствовать выработке положительного результата. В этой связи целесообразно также выявлять общественное мнение. Выявления общественного мнения могут выражаться в различных формах: обсуждение концепции будущего закона в печати, по радио, по телевидению, рецензирование в научных учреждениях.
Важным значением для качественных характеристик законодательства являются своевременность обновления, расчистки и его систематизации, поскольку каждый новый закон должен вписываться в систему законодательства [5, с. 10].
В настоящее время повышению качества законов способствует планирование законотворчества. Данная процедура позволяет проследить основные тенденции развития общественных отношений. В зависимости от того, насколько полно и всесторонне законодатель предвидит будущее, тем долговечнее и эффективнее будет действовать принятый им закон.
Также существует необходимость в совершенствовании содержания законов. Закон должен содержать в себе нормы о его реализации, гарантиях исполнения и об ответственности граждан и должностных лиц за его неисполнение. Более того, в каждом нормативном акте должны присутствовать каналы прямой и обратной связи для своевременного корректирования норм. В обратном случае качественный и эффективный законодательный акт обратится в свою противоположность.
Деятельность по достижению высокого качества законов и их правовых норм должна быть постоянной. Проверку и контроль качества нормативных актов необходимо осуществлять на стадиях не только разработки и принятия, но и на стадии реализации.
К сожалению многие показатели качества закона еще не нашли отражения на практике, не исследованы уровни качества закона, способы и средства установления основных его параметров и многие другие аспекты данной проблемы. Именно поэтому необходимо создание высокоэффективной, качественной правовой системы, в которой бы уделялось должное внимание повышению качества законов, поскольку их качество напрямую влияет на престиж, развитие государства и общества.
Библиографический список:
1. Лапшин В.Ф. Правила законодательной техники и вопросы их применения // Российский юридический журнал. 2010. №3. С. 181 - 185.
2. Левин В.Ф., Брыжинский А.А., Худойкина Т.В. Перспективы развития альтернативных форм разрешения правовых споров и конфликтов // Вестник Мордовского университета. 2006. Т. 16. №1. С. 173 – 181.
3. Худойкина Т.В., Лукьянов А.А. Технико-юридическая экспертиза как форма оценки качества законопроектов и законодательных актов // Пробелы в российском законодательстве. 2010. № 6. С.41 - 44.
4. Худойкина Т.В., Лукьянов А.А. Качество закона: коррупциогенные факторы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 4 - 2 (30). С. 193-196.
5. Худойкина Т.В. Юридическая конфликтология в условиях государственно-правовых и общественных преобразований в России: постановка проблемы, теоретические и социологические аспекты // Сибирский юридический вестник. 1998. № 3. С. 10.