Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблемы и перспективы развития сектора розничной торговли потребительского рынка Хабаровского края

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Любкин Александр Владимирович
Рубрика: Экономические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 4020
Показать PDF версию Проблемы и перспективы развития сектора розничной торговли потребительского рынка Хабаровского края

Любкин Александр Владимирович / Lyubkin Aleksandr Vladimirovich
– магистрант 2 курса, кафедра экономики и финансового права,
факультет экономики и права,
Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС, г. Хабаровск
Научный руководитель: Ефременко Владимир Филлипович,
к.э.н., доцент кафедры экономики и финансового права,
Дальневосточный институт управления – филиал РАНХиГС, г. Хабаровск

Аннотация: в статье проведен анализ сектора розничной торговли потребительского рынка Хабаровского края, сформулированы основные проблемы и перспективы развития на основе сделанного прогноза.

Ключевые слова: потребительский рынок, розничная торговля, Хабаровский край.

В ходе исторического развития экономик различных стран мира наиболее интенсивное развитие получил потребительский рынок. Потребительский рынок на сегодняшний день является сферой непосредственного экономического воздействия на человека и фактором политической стабильности в обществе.

Потребительский рынок представляет собой своеобразную открытую систему экономики, которая реагирует как на внутреннюю ситуацию в стране, так и на совокупность экономических, политических, социальных и других внешних факторов [3]. Поэтому любые экономические, политические и другие трудности и противоречия наиболее быстро и остро отражаются на состоянии именно потребительского рынка. Сбалансированность потребительского рынка по количеству и качеству товаров, а также ценам является обязательной составляющей для успешного функционирования экономики любой страны мира.

Потребительский рынок —  значимая сфера экономической деятельности, которая выполняет важную роль ― связывает продавца, предлагающего определенный набор товаров и услуг с покупателями, которые имеют необходимость и возможность предлагаемые товары и услуги приобрести [4]. Без сферы потребительского рынка невозможно ни удовлетворение запросов и интересов населения, ни поддержание его жизнедеятельности. Расширение потребительского рынка традиционно рассматривается как показатель роста благосостояния населения страны —это еще один факт, позволяющий судить о значимости изучаемой сферы[6].

На сегодняшний день в сфере потребительского рынка Хабаровского края осуществляют свою деятельность 31,9 тыс. организаций и индивидуальных предпринимателей, а количество занятых в отрасли превышает 150 тыс.чел, что составляет более 20% от общей численности занятых в экономике края [1].

Инфраструктура потребительского рынка края включает в себя следующие объекты:

  • 7 розничных рынков на 853 торговых места;

  • 79 ярмарок на 4844 торговых места;

  • 30 оптово-розничных баз;

  • 11,2 тыс. объектов розничной торговли;

  • 2,5 тыс. предприятий бытового обслуживания;

  • 1,6 тыс. предприятий общественного питания [2].

Также необходимо отметить, что потребительский рынок края характеризуется высокой инвестиционной активностью, ежегодно в отрасль вкладывается более 1 млрд.рублей инвестиций. Данные средства направляются в основном на строительство новых объектов, перепрофилирование существующих предприятий, покупку новейшего оборудования и внедрение инновационных технологий. Таким образом, предприятия края постепенно выходят на уровень, соответствующий европейским стандартам.

Рассмотрев сектор розничной торговли потребительского рынка Хабаровского края можно отметить, что наблюдается положительная динамика на протяжении 6 лет. Оборот розничной торговли края за период с 2010 по 2015 г. увеличился на 165,04 % и составил к концу 2015 года 283 900 тыс.руб.

Таблица 1 ― Оборот розничной торговли Хабаровского края

Наименование показателей Год
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Оборот розничной торговли, млн руб. 144975 167132 184692 210414 239263 283900
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах 106,2 106,4 104,9 106,5 105,1 101,5
Оборот розничной торговли на душу населения, тыс. руб. 107,7 124, 5 137,6 156,9 178,7 212,1
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах 106,5 106,7 104,9 106,6 105,3 101,2

Далее спрогнозируем оборот розничной торговли Хабаровского края на основе аналитического выравнивания. Рассмотрим динамику по годам с помощью уравнения Тренда.

Линейное уравнение тренда имеет вид y=a1t+a0
Находим параметры уравнения методом наименьших квадратов.

Система уравнений МНК:

a0n+a1∑t=∑y;

a0∑t + a1∑t2 = ∑y х t;

Таблица 2 – Параметры уравнения тренда

t y t2 y2 t*y
1 144975 1 21017750625 144975
2 167132 4 27933105424 334264
3 184692 9 34111134864 554076
4 210414 16 44274051396 841656
5 239263 25 57246783169 1196315
6 283900 36 80599210000 1703400
21 1230376 91 265182035478 4774686

Для наших данных система уравнений имеет вид:

6a0+21a1=1230376
21a0+91a1=4774686

Из первого уравнения выражаем а0 и подставим во второе уравнение

Получаем a0=111388.667,a1=26764

Уравнение тренда:

y = 26764 t + 111388.667

Рисунок 1– Уравнение тренда для оборота розничной торговли


Рис.1.PNG

Эмпирические коэффициенты тренда a и b являются лишь оценками теоретических коэффициентов βi, а само уравнение отражает лишь общую тенденцию в поведении рассматриваемой переменной.

Подставив в уравнение тренда значение прогнозируемых периодов на 2016 и 2017 года получим следующие результаты:

Таблица 3 ― Планируемый оборот розничной торговли Хабаровского края

Наименование показателей

Год

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Оборот розничной торговли, млн руб. 44975,1 167132,3 184692,2 210413,5 239263,0 283900,0 298736,7 325500,7
в процентах к предыдущему году, в сопоставимых ценах 106,2 106,4 104,9 106,5 105,1 101,5

 На фоне положительного прогноза объемов розничной торговли на сегодняшний день можно выделить следующие основные тенденции в развитии потребительского рынка Хабаровского края:

1. Изменение структуры розничных каналов продаж в сторону современных форматов торговли.

На сегодняшний день в целом по краю наблюдается сокращение количества магазинов с традиционной формой обслуживания, а количество предприятий, осуществляющих реализацию товаров по методу самообслуживания наоборот растет.

Таблица 4 — Количество магазинов самообслуживания в Хабаровском крае по состоянию на 01 января соответствующего года

Виды магазинов Год
2010 2011 2012 2013 2014 2015 Прирост 2015 г.
по сравнению с 2010 г.
Продовольственные 127 129 128 169 196 195 68
Непродовольственные 276 309 395 461 417 486 210
Смешанные 88 114 136 154 179 182 94
Итого 491 552 659 784 792 863 372

Стоит отметить, что количество магазинов современных форматов торговли будет расти и далее, все больше вытесняя с рынка «традиционные» магазины.

2) Рост популярности дистанционной торговли через сеть Интернет.

Как видим из рисунка, объем рынка Интернет-торговли России увеличился с 2010-2014 г. на 444 млрд руб. и превысил отметку в 620 млрд руб.в 2014 году. В 2015 и 2016 году ожидается дальнейшее увеличение объема Интернет-торговли до, предположительно, 807 млрд руб. в 2015 году и 1016 млрд рублей в 2016 году [5]. 

Рисунок 2 ― Объем рынка Интернет-торговли России, млрд руб.

Рис.2.PNG

Что касается Хабаровского края, то доля продаж через интернет в общем обороте розничной торговли Хабаровского края составляет 0,8% и также будет продолжать расти.  

3) Увеличение доли реализации продукции местных производителей в общем объеме розничной торговли Хабаровского края.

Отток населения из отдаленных районов края, низкая покупательская способность не мотивируют предпринимателей на открытие и развитие объектов потребительского рынка. На сегодняшний день существенный недостаток торговых площадей

4) Увеличение совокупного объема деятельности организаций потребительской кооперации.

На сегодняшний день в условиях действия кризиса и экономических санкций одним из основных вопросов является импортозамещение. С каждым днем предприятия торговли проявляют все большую заинтересованность в реализации продукции местных производителей. Так, количество ярмарок за 5 лет увеличилось на 24 единицы, также расширяется и география распространения ярмарок ― в 2015 году дополнительно была организована работа 8 ярмарок.

Таким образом, из анализа текущего состояния сектора розничной торговли потребительского рынка Хабаровского края можно заключить, что существуют хорошие возможности для дальнейшего развития данной сферы экономики в крае. Однако несмотря на достаточно активное развитие розничной торговли нельзя не оставить без внимания следующие проблемы рынка:

  1. Недостаточный уровень покупательской способности.

  2. Дефицит квалифицированных кадров в сфере потребительского рынка Хабаровского края.

  3. Недоступность товаров и услуг для некоторых групп населения.

  4. Отсутствие единой системы информационного обеспечения в сфере потребительского рынка.

  5. Отсутствие стандартизации конкуренции.

Литература

  1. Об основных направлениях развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов (с изменениями на 12 мая 2014 года) : Постановление Правительства Хабаровского края от 26 января 2012 года № 9-пр

  2. Проект комплексной краевой программы «Развитие потребительского рынка в Хабаровском крае на 2016 – 2020 годы»

  3. Белов Г. В. Товары и услуги на потребительском рынке. М. :Академкнига, 2014. 256 с.

  4. Березин И.А. ВВП, потребительский рынок, распределение доходов и социальная стратификация в России // Практический маркетинг. 2007.№ 2. С.  2- 8.

  5. Ежегодный доклад Комитета ТТП РФ по развитию потребительского рынка [Электронный ресурс]: URL: http://tpprf.ru/ru/interaction/committee/komtorg/ru (дата обращения: 07.06.2016)

  6. Чикин И.Е. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие // Юрист. 2008. № 12. С. 32-36.