Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Середкина Ксения Алексеевна, Студентка магистратуры РГПУ им. А.И. Герцена, Института Детства, Кафедра возрастной психологии и педагогики семьи
Аннотация: данная статья посвящена проблемам родительства, а так же о наиболее благоприятных условиях, способствующих всестороннему и гармоничному личностному развитию ребенка.
Ключевые слова: родительство, проблемы воспитания, социализация, детство, детско-родительские отношения
Проблема эмоционального развития ребенка в последние годы все чаще оказывается объектом исследовательского интереса психологов. Это не случайно, так как к концу двадцатого века стало совершенно очевидно, что именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически всех психологических новообразований.
Эмоционально-личностная сфера – процесс развития эмоций от первоначальной способности младенца к проявлению довольства-недовольства до более сложных, социально обусловленных эмоций. Какую приоритетную направленность получат эмоции, во многом зависит от окружающей среды, в первую очередь от семьи, в которой находиться ребенок. Нарушение в этой сфере приводят к отклонениям в социальной жизни человека [1, с. 95].
Цель нашего исследования определяется необходимостью изучить влияние типов родительского отношения на эмоционально-личностную сферу и эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста, и разработать систему коррекции родительского отношения, способствующую развитию благополучной эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели выбраны следующие методики:
·Тест - опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин);
·Проективная методика «Рисунок семьи» на оценку восприятия ребенком своего места в семье.
·Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный вариант);
Количество выборки в данном случае составило 35 детей 6-7 лет. Дети из полных семей, все посещают детский сад. И 56 их родителей: как отцы, так и матери.
Результаты опросника родительского отношения показали, что 43,5% родителей принимают своих детей, такими, какие они есть и не стремятся их переделать, верят в них, считаются с возрастом и возможностями детей, проявляют интерес к способностям детей, реально оценивают их, стараются поощрять их самостоятельность и инициативу. Однако 56,5% родителей не могут смириться с тем, что дети не оправдывают их ожиданий, а также не могут адекватно оценить детей, для них поощрение детей это излишество.
Анализируя результаты проективной методики «Рисунок семьи», мы пришли к выводам, что 56,5% обследуемых детей имеют проблемы в эмоциональном контакте с отцами (нарушено взаимопонимание, общение), и только 43,5% детей ощущают полное эмоциональное благополучие в семье [3, с.46].
Методика Рене Жиля «Исследование межличностных отношений» позволила нам определить в каких взаимоотношениях находятся дети со своими родителями. По результатам методики можно сделать вывод о том, что 56,5% детей имеют нарушения в отношениях с отцом, 43,5% детей ощущают благоприятный эмоциональный контакт с отцом.
Говоря о благополучии детей, мы пришли к выводу, что эмоционально-личностная сфера и эмоциональное благополучие может изменяться с учётом взаимоотношений дошкольников со взрослыми. Из всех обследуемых детей 74,2%, на момент обследования, ощущали эмоциональное благополучие в семье и детском саду, 20,5% - испытывали неустойчивое эмоциональное благополучие и 4,3% детей ощущали эмоциональное неблагополучие. Также причинами эмоционального неблагополучия детей являются: нежелание посещать детский сад, негативные взаимоотношения детей со сверстниками и взрослыми (родителями и воспитателями).
На наш взгляд, одной из важнейших причин, мы считаем проявление неэффективных типов родительского отношения, то есть симбиотическо-авторитарный и отвергающий тип, к своим детям.
Библиографический список
1.В.Г.Николаев. Классики теоретической социологии 20 века. М. 2001 г.
2.Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] / Г.А. Широкова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 384 с.
3.Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников 3-7 лет / сост. Н. Д. Денисова. – Изд. 2-е, испр. -Волгоград : Учитель. – 196 с.