Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
При принятии различных управленческих решений важнейшую роль играет информация о деятельности организации, которая содержится в бухгалтерской отчетности. В настоящее время бухгалтерская (финансовая) отчетность — это практически единственный официально доступный источник информации о деятельности организации для различных групп пользователей.
Достоверность учета и отчетности, анализ причин не соответствия этой отчетности и реальной картины экономического субъекта, а также контроль эффективности финансово-хозяйственной деятельности являются актуальными вопросами в условиях нестабильной среды функционирования.
Считается, что бухгалтерская (финансовая) отчетность, в том числе подтвержденная аудитором, верно отображает экономическую деятельность и ее результаты. Но в практической деятельности этому препятствуют следующие условия:
1. Ограниченность бухгалтерского учета, а значит и самой отчетности.
2. Ошибочное утверждение, что достоверность бухгалтерской отчетности подтверждается заключением аудитора.
Даже эксперту по отчетности, которая составляется в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), проблемно определение финансовой ситуации предприятия по степени ее устойчивости и неустойчивости. В самой отчетности данных, уточняющих экономическое состояние организации не имеется, их можно узнать только при основательном глубоком изучении и анализе сведений бухгалтерского учета, но аудиторы крайне редко принимают во внимание эти уточняющие моменты при оценке достоверности отчетности. Кроме того, в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» № 307 - ФЗ от 30.12.2008 года не указывается, что выводы аудитора о достоверности финансовой отчетности обязаны основываться исключительно на соблюдении правил бухгалтерского учета [1].
Намного более логичное мнение о достоверности отчетности дает источник Налогового вестника: «вывод о достоверности финансовой отчетности должен базироваться на знании бизнеса, что дается только с использованием глубокого анализа всей хозяйственной деятельности и комплексной оценки эффективности деятельности ... эти знания должны быть полнее представлены и при подготовке наших бухгалтеров и аудиторов, и особенно в системе повышения их квалификации» [2].
Количество аудиторских компаний в Оренбурге на начало 2010 года не достигало и 20, хотя пару лет назад данный показатель превышал планку 30. Последние 3-4 года четко отслеживается сокращение численности аудиторских фирм карманного формата. Постепенно все большей долей рынка завладевают безоговорочные лидеры аудиторских фирм. Более 50% рынка аудиторских услуг контролирует ведущая компания Оренбуржья БДО Юникон СОВА. Примерно 30% приходится на иногородние компании и 20% - на пять-семь оренбургских фирм второго эшелона. Что касается иногородних аудиторов, то можно утверждать об уменьшении их влияния на оренбургский рынок. Эксперты утверждают, что к этому уже сложились все предпосылки. Дело в том, что до недавнего времени главным козырем иногородних компаний было качество и широкий спектр предлагаемых услуг, в какой-то степени раскрученный бренд. Заключались контракты с крупнейшими оренбургскими компаниями (а иными москвичи и не интересовались), и происходил отток капитала из региона.
Основной спрос и, как следствие, основную выручку в этом бизнесе приносят сопутствующие аудиту услуги: налоговый и управленческий консалтинг, бюджетирование, оценка и т. д. По мнению наших экспертов, в ближайшее время одним из самых перспективных направлений в консультировании станет аутсорсинг. Сейчас предприниматели готовы передать часть управленческих функций специализированным компаниям, так как видят в таком сотрудничестве много положительных моментов.
Отдавать сторонним специалистам на откуп бухгалтерию, а также кадровые вопросы – уже не является нонсенсом. Есть масса причин, которые убеждают менеджмент поступить именно так. На ведение, например, бухучета уходит много времени и средств: организации приходится искать бухгалтера, оценивать его квалификацию, передавать дела от одного специалиста другому, хранить документацию, нести риски совершения ошибок. Государство продекларировало 2008–2010 годы рубежом перехода на МСФО, когда вся бухгалтерская отчетность будет строиться по международным принципам. И если раньше об этом мало кто задумывался, то сегодня необходимость осваивать новые принципы учета для многих предприятий стала достаточно серьезной реалией. Банки уже перешли на МСФО, на очереди предприятия, ведущие внешнеэкономическую деятельность.
Аудитору следует применять аналитические процедуры ближе к завершению или непосредственно на завершающей стадии аудита при формулировании общего вывода о том, соответствуют ли показатели первичного внутрихозяйственного учета и отчетности в целом мнению о деятельности аудируемого лица, которое сложилось у аудитора. Выводы, сделанные по результатам таких процедур, должны подтвердить выводы, сделанные во время проверки текущего учета и отчетности, а также помочь аудитору сделать общий вывод о том, что налоговая отчетность аудируемого лица подготовлена надлежащим образом и его деятельность не противоречит законодательству РФ. При этом использование аналитических процедур в аудите позволит дать оценку эффективности деятельности, а также определить вероятность банкротства..
При решении проблемы достоверности, для обеспечения качества новых инструментов в механизме управления аудитом могут появиться штрафные санкции за некачественно выполненный (выполняемый) аудит, страхование гражданской ответственности аудитора, открытые рейтинги аудиторских организаций, тендеры (предложения) на аудит и другие сопутствующие услуги, создание условий адекватной конкуренции на рынке аудиторских услуг.
Одним из направлений повышения качества аудита заключается в качестве отечественной финансовой отчетности, важное значение для повышения которого утверждение 02.07.2010 года Приказа Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» № 66н. Данный документ содержит изменения, которые могут оказывать влияние на формирование аналитических показателей финансовой отчетности, а также воздействовать на результаты финансового анализа и на характер управленческих решений. Все новации, включенные в финансовую отчетность рассматриваются в целях: формирования аналитических показателей, в максимальной степени отражающих реальное финансовое положение организации; сближения с МСФО; необходимости координации между формами отчетности и приложениями к ним; необходимости координации между различными нормативными актами российского бухгалтерского законодательства; систематизации понятийного аппарата [3, с.145].
Будущее классического и независимого аудита должно проявляться в таких вещах, как повышение доверия социума к деятельности аудитора. Это также поможет предотвратить допущение положения государства в условиях экономических санкций до состояния кризиса. Помимо этого, очень важно, чтобы аудит как одна из форм финансового контроля в любой организации базировался на правдивой и достоверной информации данных для решения поставленных задач сохранности собственности и наиболее эффективного использования финансовых, материальных, качественных и трудовых ресурсов экономического объекта.
Список литературы
1. Российская Федерация. Законы. Об аудиторской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон № 307–ФЗ: принят ГД ФС РФ 30.12.2008 г. (в редакции изменений от 01.08.2015 № 23-ФЗ) // Консультант Плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/auditor/
2. Налоговый вестник: электронный журнал [Электронный ресурс] / http://www.nalvest.ru/Википедия https://ru.wikipedia.org
3. Насакина, Л.А. Влияние изменений в финансовой отчетности на формирование аналитических показателей / Л.А. Насакина // Сборник научных статей VI международной научно-практической конференция «Наука - промышленности и сервису», Тольятти, 2011. № 6-1. - С. 145-150.