Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Проблематика эффективного использования бюджетных средств

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Барашов Эрнест Анатольевич
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 1910
Показать PDF версию Проблематика эффективного использования бюджетных средств

Барашов Эрнест Анатольевич
Аспирант кафедры "Финансовое и налоговое право"
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
barashov.ernest@yandex.ru

На сегодняшний день, законодательством Российской Федерации понятие «неэффективное использование бюджетных средств» не определено.

Вместе с тем, статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В связи с чем полагаем, что понятие «неэффективное использование бюджетных средств» связано с несоблюдением получателями бюджетных средств, которые являются единственными участниками бюджетного процесса, уполномоченными на расходование средств бюджета,  требований, установленных статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При этом можно выделить три основные группы факторов, негативно влияющих на соблюдение получателями бюджетных средств статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации:

1. Несовершенство законодательства Российской Федерации, а также нормативно-правового обеспечения.

В качестве эффективной меры правового регулирования бюджетных отношений было и остается применение государственного принуждения, мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Важно помнить, что право без ответственности - декларация. Как известно, история развития государства и права подтверждает мысль о том, что непонимание, а скорее игнорирование этого принципиального положения законодателями - одна из причин упадка государственного управления, одно из проявлений системного кризиса в любой стране.

2. Общественно-психологический аспект.

К этой группе преимущественно относятся так называемый человеческий фактор (профессиональность и ответственность чиновников), а также общественные интересы, связанные с развитием социально-экономических отношений.

Общественно-психологический аспект характеризуется в первую очередь принятием необоснованных управленческих решений, вызванных отсутствием обоснованного прогнозирования и планирования, а также в длительном неиспользовании бюджетных средств.

В этой связи следует отметить, что данный фактор характеризуется отсутствием расчетно-кассовых операций со стороны получателя бюджетных средств и порой вызван ошибочным планированием как с его стороны так и со стороны главного распорядителя бюджетных средств.

3. Несоблюдение требований, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 (далее – Порядок), государственной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с чем отмечаем, что выполнение получателем бюджетных средств запланированных государственной программой показателей напрямую влияет на рассмотрение вопроса о неэффективности использования бюджетных средств с его стороны.

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ. — 1998. — № 31. — Ст. 3823; 2015. — №10. — Ст. 1395.

2. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 № 588 // СЗ РФ. – 2010. - № 32. – Ст. 4329.

3. Саттарова А.Н. статья: О части четвертой Бюджетного кодекса Российской Федерации // Финансовое право. – 2008. - № 3.