Евразийский
научный
журнал

Проблема освещения истории художественной жизни в России XIX-XX веков.

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Солодухина Надежда Михайловна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №7 2016»  (июль)
Количество просмотров статьи: 1283
Показать PDF версию Проблема освещения истории художественной жизни в России XIX-XX веков.

Солодухина Надежда Михайловна
магистрант, Курский государственный университет,
Россия, г. Курск
E-mail: upanish@yandex.ru

Аннотация: В статье рассматривается значение художественного образования для повышении уровня эстетической и художественной культуры у студентов как художественных, так и педагогических направлений обучения. Отмечается необходимость подачи истории художественной культуры в хронологически адаптированном и систематизированном виде.

Ключевые слова: художественное образование, история художественного образования, художественная жизнь, культура

Процесс историко-культурного становления и развития художественного образования как системы, тесно связан с процессом получения и усвоения знаний о накопленном опыте прошлых поколений художников, систематизация таких знаний отражает принципы формирования художественной культуры в целом. На протяжении многих веков шло накопление опыта, совершенствование методов и форм обучения в каждом из видов искусств. Но в течении двух последних десятилетий в связи с перестройкой и распадом СССР, реформацией новой Российской Федерации, интерес учащихся к истории, в том числе истории культурного и художественного развития России конца  XIX — всего периода XX века сильно снизился. Советский период историко-культурного развития, вообще зачастую ставится под вопрос, отрицается, или замалчивается молодым поколением. Многие художественные учебные материалы, в силу политической окраски морально устарели. Тем важнее и острее стоит задача, в сжатой не политизированной, научно-систематизированной, хронологически обоснованной форме подать основные события истории художественной жизни в рассматриваемый период. Актуальность данной темы обоснована также и важность самого художественного образования. Художественное образование – это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности, интеллектуального и эмоционального богатства[2]. От степени развития художественного  образования зависит уровень духовно-художественной культуры как отдельных возрастных и социально-профессиональных групп, так и художественной интеллигенции России. Начало XXI века открывает новую страницу в истории развития методов художественного образования. В этот период появляются самые различные взгляды на искусство, на школу, на формы и методы преподавания. Общедоступность многих материалов в сети интернет, наличие онлайн вузов, ставит новые задачи перед классической образовательной схемой, заключающей в личном контакте и личной передаче опыта между учителем и учеником. Повышение качества подготовки специалистов, и в частности художников, во многом зависит от методов преподавания, которые базируются на отвечающих современным требованиям учебных пособиях. Перед современным художественным образованием стоят задачи по изучению и анализу художественной жизни в России с  1892 по 1999гг., а так же непосредственное представление данного материала в сжатой, доступной и понятной форме. Следует уделить особое внимание наиболее значимым датам и событиям становления художественной жизни в России в  конце XIX века и на всем протяжении XX века. Этот материал необходим для более глубокого изучения художественной истории своей страны и развития педагогики в современный период времени.

Невозможно говорить о качественном образовании без непосредственного предоставления обучающего материала в доступном виде. На данный момент мы говорим не только о студентах направления обучения художественное образование, но и студентах прочих педагогических специальностей. Понимание методик, способов и форм осуществление художественного образования в России 19-20 веков, позволит создать не только что то новое ориентируясь на опыт предыдущих поколений, но и перенять наиболее удачные формы.

К сожалению, на данный момент, мы ощущаем утерю интереса студентов к изучению истории художественного развития России. Это безусловно связано и со снижением интереса к истории и культуре нашей страны, образованию и художественному образованию в частности. Но нельзя не учитывать, как одну из причин снижения познавательной активности в этих областях и отсутствие доступно изложенного материала, хронологически выстроенного и способного заинтересовать.

Мы предполагаем, что формирование художественной и эстетической культуры как общества в целом, так и отдельных студентов, будет осуществляться наиболее эффективно, если вся накопленная история художественной жизни в России будет подана в образовательный процесс в систематизированном и хронологически адаптированном виде.

Литература

  1. Абаренкова Е. Чудодеи: Из истории художественной жизни России конца 19 - начала 20 вв. - М., 1995.

  2. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 N 1403 "О концепции художественного образования в Российской Федерации"  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bank.orenipk.ru/Text/t30_2.htm (Дата обращения: 18.07.2016).