Евразийский
научный
журнал

Проблема коррупции в таможенных органах

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Свириденко Марина Александровна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №4 2016»  (апрель)
Количество просмотров статьи: 7200
Показать PDF версию Проблема коррупции в таможенных органах

Свириденко Марина Александровна, студент магистратуры (Российская таможенная академия. Санкт-Петербургский В.Б. Бобкова филиал), E-mail: marinarrr94@yandex.ru

Marina Aleksandrovna Sviridenko, master’s degree student (Russian Customs Academy. Saint Petersburg V.B. Bobkova office), E-mail: marinarrr94@yandex.ru



Проблема коррупции и поиск оптимальных методов противодействия этому опасному явлению давно и прочно входит в число наиболее актуальных проблем обеспечиения безопасности общества и государства. На сегодняшний день сложно представить какие-либо сферы жизни человека, где коррупция не проявила себя, так или иначе. Этим пагубным явлением охвачены самые различные сферы жизни и эдаюшелоны власти, разлагая государственность и подрывая доверие граждан к представителям органов государственной власти. Затруднительность борьбы с коррупцией усугубляется заинтересованностью обеих сторон-участников коррупционных правонарушений в совершении коррупционного правонарушения. Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.

Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, являются: получение взятки (ст. 290 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) и халатность (ст. 293 УК РФ).

Правовую основу противодействия коррупции в РФ составляют: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента РФ, а также нормативно-правовые акты Правительства РФ, нормативно–правовые акты федеральных органов исполнительной власти, государственной власти субъекта РФ и муниципальные правовые акты.

Одним из субъектов борьбы с коррупцией выступает Федеральная таможенная служба РФ, на которую законодателем возложено обеспечение экономической безопасности и экономических интересов государства. Однако по оценкам исследователей, таможенная служба РФ – одно из самых коррумпированных ведомств в стране [1]. Конечно коррупция в рамках внешнеэкономической деятельности характеризуется высокой общественной опасностью. Поэтому задача совершенствования комплекса мер по противодействию коррупции в таможенной сфере приобретает повышенную актуальность.

Приоритетным направлением противодействия коррупции в ФТС России является выявление из числа сотрудников таможенных органов лиц, вставших на путь совершения преступлений, а также установление недобросовестных участников внешнеэкономичской деятельности, пытающихся склонять таможенников к совершению коррупционных правонарушений, в том числе путем подкупа.

Наиболее распространёнными видами преступлений, выявленных в 2014 году, являются: дача взятки должностным лицам таможенных органов (ст. 291 УК) – 55 уголовных дел; злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) – 38 уголовных дел; получение взятки должностным лицом таможенных органов (ст. 290 УК) – 29 уголовных дел.

По результатам рассмотрения в судебных органах уголовных дел, возбужденных ранее, осуждены 104 должностных лиц и 32 взяткодателей [2].

В 1 квартале 2015 г. возбуждено 80 уголовных дел. Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 49 уголовных дел (35 – в отношении 20 должностных лиц таможенных органов и 14 – в отношении 14 взяткодателей). По иным преступлениям против интересов государственной службы возбуждено 3 уголовных дела; по другим составам преступлений (по частям 1, 2 и 4 статьи 159 УК РФ («Мошенничество»), частям 1 и 2 статьи 160 УК РФ («Присвоение или растрата»), статье 327 УК РФ («Подделка документов») и иным – 25 уголовных дел.

Наиболее распространенными видами преступлений, выявленным в указанный период, являются: получение взятки (ст. 290 УК РФ) – 17 уголовных дел; дача взятки (ст. 291 УК) – 14 уголовных дел; мошенничество, присвоение или растрата (ч.ч. 3,4 ст. 159, ч.ч. 3,4 ст. 160, ч.ч. 3,4 ст. 159.2 УК) – 8 уголовных дел.

По результатам рассмотрения в судебных органах уголовных дел, возбужденных по ранее направленным материалам, получены сведения об осуждении 24 человек, из которых 12 должностных лиц таможенных органов и 12 взяткодателей [2].

Таким образом, несмотря на предпринимаемые уголовно-правовые меры противодействия коррупции в таможенных органах минимизировать уровень коррупционных проявлений в таможенной сфере не представляется возможным.

Помимо уголовно-правовых мер законодательством о службе в таможенных органах предусмотрены административно-правовые средства противодействия коррупции. Так, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [3] содержит положения о том, что сотрудник таможенного органа не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

- состоять членом органа управления коммерческой организации; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в таможенных органах;

- использовать в неслужебных целях средства материально-технического и информационного обеспечения, финансовые средства, другое государственное имущество, а также служебную информацию;

- получать от физических и юридических лиц подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, средства на оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей и т.д.

Изложенные выше запреты направлены на исключение возможного возникновения «конфликта интересов» на службе в таможенных органах, который представляет собой один из видов конфликтов, присущих системе государственного управления, создающих угрозу как для государства и общества, так и для законных прав и интересов граждан, проходящих государственную службу в случае их необоснованной проверки в рамках установленного законодателем порядка урегулирования конфликта интересов [4].

Анализ  отечественного и зарубежного опыта показывает, что только уголовно-правовым и административно-правовым инструментарием проблему не решить. Президент России неоднократно отмечал, что реальное противодействие коррупции возможно только в случае, если она будет рассматриваться и государством и обществом как системное явление, затрагивающее широкий комплекс социальных, экономических, организационных и иных проблем. Важную роль в борьбе с коррупцией должны сыграть меры профилактического характера, направленные на разрушение коррупционной системы и факторов, ее обуславливающих.

Важной составляющей процесса противодействия коррупции является формирование в таможенных органах нетерпимости к коррупционному поведению. Реализация данной задачи связана, в первую очередь, с повышением уровня правовой культуры, что можно достичь совершенствованием правового воспитания. [5].

В заключение следует констатировать, что проблема противодействия коррупции в России — это задача не только правоохранительных органов, но и первоочередная задача всего российского общества, так как одной из причин возникновения мошеннических схем является складывавшаяся годами толерантность к коррупции. С целью прекращения случаев взяточничества в таможенных органах работают телефоны «горячей линии», по которым можно сообщать о любых нарушениях. И, безусловно, пока наше общество не будет воспитано в духе нетерпимости к коррупции, ситуация вряд ли изменится.

Список литературы:

1. Антикоррупционная политика / Под ред. Г.А.Сатарова. М.: Фонд ИНДЕМ, РА "СПАС", 2004

2. Официальный сайт Федеральной Таможенной службы Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 10.04.2016).

3. Собрание законодательства РФ. 1997.№ 30. Ст. 3586

4. Воронцов С.А. Рецензия на учебное пособие Соловьева А.В. «Конфликт корыстных интересов на государственной и муниципальной службе: природа и способы преодоления» // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 2 (45).

5. Воронцов С.А. О факторах, снижающих эффективность оперативно-розыскного противодействия коррупции // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. №6 (49).