Евразийский
научный
журнал

Приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Яровая Олеся Владимировна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №11 2016»  (ноябрь)
Количество просмотров статьи: 6395
Показать PDF версию Приёмы формирования коммуникативных УУД на уроках английского языка

Яровая Олеся Владимировна
E-mail: teacher1979@yandex.ru

«Самое прекрасное зрелище на свете — это вид ребенка, уверенно идущего по дороге жизни, после того, как ее показали ему Вы.» (Конфуций)

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД)

Актуальность работы:
обусловлена потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных УУД учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием ФГОС.

Цель моего выступления — рассмотреть пути и приёмы формирования коммуникативных УУД в школе средствами учебного предмета «Английский язык», через использование разных видов деятельности.

Задачи:

1)Познакомиться с приемами, помогающими формировать коммуникативные УУД;

2)Определить сущность, особенности, значение коммуникативных УУД;

3)Разработать комплекс заданий (задач) для формирования коммуникативных УУД у школьников.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

• Планирование учебного сотрудничества.. Постановка вопросов

• Разрешение конфликтов. Контроль,, коррекция, оценка действий партнера

• Умение полно и ясно выражать свои мысли Владение

• Монологической и диалогической формами речи

Коммуникативные

Структура урока английского языка с позиции системно — деятельностного подхода состоит в следующем:

-учитель создает проблемную ситуацию;

-ученик принимает проблемную ситуацию;

-вместе выявляют проблему;

-учитель управляет поисковой деятельностью;

-ученик осуществляет

-самостоятельный поиск;

-обсуждение результатов.

Педагогические приёмы, используемые для формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка
«Столкновение противоречий в практической деятельности»

• «Рефлексивная мишень» . «Ассоциация». «Буквенное проговаривание» .«Лишние слова» .«Интервью». «Собери текст». "Создание обучающимися презентационного сопровождения к учебной теме«.«Театрализация» «Карусель» «Гонка за лидером» «Групповой рассказ», "Незаконченное предложение","Броуновское движение" «Домино, » Найди слова" ,прием составления ментальной (интеллектуальной) карты; конференции / дискуссии; ролевые / деловые игры; дебаты.

Этот список можно пополнять, т.к. каждый учитель способен придумать и внедрить в образовательный процесс эффективные приемы и методы организации речевого взаимодействия учащихся на уроке иностранного языка. Например:

«Броуновское движение» предполагает движение учеников по всему классу с целью сбора информации по предложенной теме. Часто использую темы «Хобби», «Семья», «Путешествие». Каждый участник получает лист с перечнем вопросов-заданий: «Какие интересные и новые места вы посещали?», «Какой вид транспорта предпочитают твои одноклассники?» Учитель помогает формулировать вопросы и ответы, следит, чтобы взаимодействие велось на английском языке.

«Карусель» «Карусель» — метод работы, в процессе которой образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо образуют сидящие неподвижно ученики, а во внешнем кольце ученики через каждые 30 секунд меняются. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Использование данного метода позволяет эффективно отрабатывать этикетные диалоги.

УУД на уроках английского языка в рамках ФГОС, я предлагаю учащимся такие задания:

— упражнение на логическое заполнение пропусков;

— составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок;

— поиск ошибок в письмах и текстах;

— составление текстов из предложенного набора предложений;

— выстраивание логических смысловых цепочек;

— подготовка творческих мини-проектов;

— составление рассказов при помощи опорных слов. Например:

«Mushrooms»

The weather was fine. My friends and I spent a lot of time outdoors. We gathered mushrooms in the nearby forest.

Suddenly the weather changed. Children went home.

pryom_1.png

Зачем дети пошли в лес?

Много ли грибов они собрали?

Почему дети убежали из леса?

Посмотрите на рисунки.

По порядку ли они нарисованы?

Почему вы так думаете? 

Пронумеруйте рисунки в нужном порядке

pryom_2.png.

Исходя из перечисленных планируемых результатов образования, могу предложить следующую систему отслеживания сформированности УУД в процессе обучения английскому языку в начальной школе. Весь мониторинг базируется на Progress Report Card : карточке оценки достижений учащихся по каждому модулю, заполняется учителем на каждый класс и на Student’s Self — Assessment Form: карточке самооценки достижений по модулю, заполняется каждым учеником. В этой карточке ученик оценивает свою деятельность значками Ex (excellent), VG (very good), G (good)

Коммуникативные УУД
Цель: выявление уровня коммуникативных действий, направленных на организацию и
осуществление сотрудничества (кооперацию).

Ф.И. учащегося Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять не понятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста) Слушать и понимать речь других Выразитель но читать и пересказы вать текст
Иванов Иван

Результаты диагностики показывают, что доверительные и конструктивные отношения со

и сверстниками продемонстрировали ....... % учащихся ......класса.

Student’s Self — Assessment Form- карточка самооценки достижений, заполняется каждым учеником.
(V.G-5, Good-4, Sat-3)

Ф.И учащ. Класс активность на уроке работа дома в рабочих тетрадях лексико-грамматические навыки (контрольные и самостоятельные работы, лексические диктанты) аудирование Чтение (тестовые задания письменные творческие работы отношение к предмету
Иванов Иван V.G Good Good V.G V.G V.G V.G

Оригинальное построение, новизна приёмов — очень важные факторы, способствующие повышению качества обучения, но право выбора всегда остаётся за учителем.