Срочная публикация научной статьи
+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru
Нечаев Александр Витальевич
Педагог дополнительного образования,
высшей квалификационной категории
г. Оренбург.
E-mail: aleksandr.n-n@mail.ru
Проблема мусора является далеко не новой и уже давно перешла в разряд глобальных проблем. Об этой проблеме активно говорят с экранов телевизора, пишут в сети интернет, в газетах и журналах. Увеличение отходов грозит исчезновению животных и растений, загрязнению рек, развитию инфекционных заболеваний, передаваемых грызунами и другими организмами, обитающих на свалках. Причиной такого положения дел является увеличение населения и потребления, количество производимого мусора за последнее десятилетние одним человеком увеличилось в два раза. Однако главная проблема это низкий уровень экологической культуры. Это выражается в безнравственном, потребительском отношении к природным богатствам, нерациональном их использовании, в незнании взаимосвязи живой и неживой природы, что привело к нарушению экологического равновесия.
Проблема мусора решается в разных странах по-разному, однако уже сейчас большинство стран перешло от классических способов борьбы с мусором — захоронения мусора на свалках, сжигание к более рациональному способу — переработки и вторичному использованию мусора. Однако для вторичного использования мусора необходимо наладить раздельный сбор мусора, установить контейнеры для раздельного сбора и многое другое. Есть ряд стран, где сортировка мусора каждым жителем закреплена законодательно, но большинство придерживается модели свободного выбора.
В городе Оренбурге для решения проблемы мусора площадки были оборудованы контейнерами для раздельного сбора, однако как показывает практика этого оказалось не достаточно. Людям сложно отказаться от привычного и удобного способа выбрасывать мусор, так как сортировка требует дополнительного места, времени знаний и высокого уровня экологической и социальной ответственности. Часто наблюдается такая картина, что в контейнерах с пластиком и бумагой находится посторонний мусор или виды пластика и бумаги, которые не подходят под вторичную переработку. Для решения данной проблемы необходимо проводить экологическое просвещение населения, однако как это сделать максимально массово и эффективно? Самым эффективным и очевидным способом решения это начинать со школьной скамьи, чтобы дети уже дальше обучили своих родителей, таким образом, к раздельному сбору перейдут целые семьи.
Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы — в раннем детстве.
Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Очень часто из-за сильного давления на детей или превращения воспитательного мероприятия в обязательное, где основным аргументом является наказание для пропустивших. Необходимо сделать воспитательную работу незаметно, она должна быть построена на интересе детей и задача педагога привлечь детей к экологическим проблемам, построить обучение так, чтобы учащимся было интересно, чтобы они сами захотели быть в центре обучения.
Недостаточная устойчивость положительного и бережного отношения детей к природе связана с небольшим опытом общения их с природой. Это должно стать потребностью детей, источником радости, непрерывного обогащения их новыми впечатлениями.
Детский эколого-биологический центр города Оренбурга уже много лет привлекает общественность к проблеме загрязнения окружающий среды бытовыми отходами. Ежегодно проходят такие акции, как «Уралу — чистые берега», «Сдай батарейку — спаси ежика», «Бой мусору», «Сдай макулатуру» и многие другие.
Для более массового и эффективного подхода с прошлого года был разработан в рамках Федерального партийного проекта «Чистая страна» (направление «Экология»).
В рамках реализации данного проекта были проведены уроки экологического просвещения. Уроки проходили в несколько этапов. Первый этап — учащихся знакомили с проблемой, заставили задуматься о том, насколько серьёзной и глобальной является данная проблема, затем знакомили, как данная проблема решается в разных странах. Задачей второго этапа было показать какие механизмы решения данной проблемы есть конкретно в нашем городе, рассказать о внедряемой системе раздельного мусора и обучить детей как именно правильно сортировать мусор. На последнем этапе из наиболее мотивированных обучающихся формировали экологические отряды, которые сами обучали ребят младших классов. Задачей экологических отрядов становиться не просто рассказать о проблеме, но и совместно с администрацией школы сделать её экологической. Для этого внутри школ организуют пункты сбора пластика, батареек и бумаги, организуют специальные мероприятия и соревнования, размещают в наиболее посещаемых местах информационные стенды.
Для того, чтобы учащиеся понимали важность этой проблемы, с ребятами проводятся исследовательские и проектные работы, чтобы на собственном опыте убедиться в острой необходимости решения проблемы бытовых отходов.
Человек будущего — это всесторонне развитая личность, живущая в с. Здоровье Земли, а значит и личное здоровье каждого жителя планеты, зависит от ответственного отношения к мусору и к использованию пластика.