Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Приобщение к культуре родного края посредством музейной педагогики

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Коновалова Елена Петровна, Бочарникова Анна Прокофьевна, Комкова Елена Юрьевна
Рубрика: Педагогические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №6 2016»  (июнь)
Количество просмотров статьи: 2435
Показать PDF версию Приобщение к культуре родного края посредством музейной педагогики

Коновалова Елена Петровна,
воспитатель
Бочарникова Анна Прокофьевна,
воспитатель
Комкова Елена Юрьевна,
учитель-логопед
МБДОУ ДС №10 "Светлячок" г. Старый Оскол,
Белгородской области

Интерес к истории и культурным ценностям начинает формироваться с юного возраста. Музей, где хранятся  подлинные ценности, остаётся уникальным проводником в мир истории и культуры, а музейная педагогика помогает усилить воздействие музея на духовный мир ребенка. Перед педагогами дошкольных учреждений в наше время стоят важнейшие задачи: приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и художественный вкус.

Экскурсии развивают у детей любознательность, интерес к музеям и выставкам, формируют интерес к прошлому родного края.

Невозможно на словах объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов, таких, как прялка, кадка, ухват, кочерга, ступа, коромысло и др. Только увиденные своими глазами во время экскурсии «Как жили наши предки в старину», эти вещи стали для детей знакомыми и узнаваемыми. На экскурсии «Русский народный костюм» дети смогли увидеть старинные русские костюмы, которые хранят в себе мудрость, трудолюбие, широту русской души. В ходе экскурсии «Земля-кормилица в узоре вышитом»  узнали секреты узоров вышивки, традиции их цветового решения, названия и символику элементов узора. 

Во время экскурсии «Чудеса из глины» экскурсовод познакомила детей со старооскольской глиняной игрушкой. Яркие, красочные, самобытные игрушки произвели на детей огромное впечатление.

После экскурсий, с целью закрепления и углубления полученных знаний, организовали беседу «Волшебный мир оскольской игрушки». После чего приступили к обучению детей лепке и росписи фигурок по мотивам старооскольской глиняной игрушки. Вначале предложили детям вылепить утушку. Когда дети освоили работу с новым материалом - глиной, ввели в работу с детьми изображение животных: коня, медведя, барана. После того, как дети освоились с лепкой игрушек, ввели роспись вылепленных изделий. Роспись игрушек не вызывала особых затруднений, так как дети, освоив лепку игрушек, действовали достаточно уверенно и быстро.

Затем предложили детям изображение более сложных фигурок: барыня, всадник. Эта работа тоже не вызвала особых затруднений, так как на этом этапе обучения у детей появился интерес к процессу создания игрушек, гордость за то, что такие игрушки создают только у нас в городе и они имеют к этому отношение. У них появилось уважение к творчеству мастеров родного города, интерес к народным традициям.

Завершили этот этап работы организацией развлечения «Город мастеров», досуга «Весёлая ярмарка». Такие формы работы позволили оценить знания детей, выявить интерес к народному творчеству.  

После завершения этой работы мы с детьми решили создать у себя в группе мини-музей «Старооскольская глиняная игрушка».

Мини-музей нашей группы располагается в доступном для детей месте, на специально оборудованном стенде оригинальной формы. Музей предназначен для детей дошкольного возраста, поэтому здесь собраны игрушки, вылепленные руками детей, а также подлинные игрушки, собранные силами воспитателей и родителей.

Роль мини-музея очень велика, так как здесь дошкольники не только знакомятся с подлинниками народного прикладного искусства, но и сами создают игрушки для музея, рассказывают о своих работах и игрушках мастеров, задают вопросы, размышляют.

Эта работа позволила сформировать у дошкольников интерес к музею, подвести детей к пониманию смысла фольклорных произведений, а также самобытности народных промыслов, связи народного творчества в его различных проявлениях с бытом, традициями, окружающей природой.

 В заключении хочется отметить, что работа по музейной педагогике направлена на  ознакомление детей с культурным богатством родного края, на формирование чувства причастности детей к наследию прошлого. Поэтому знакомство детей с культурными ценностями способствует развитию его духовности, нравственно-патриотического воспитания.

Список используемой литературы:

  1. Беликова, Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья/ Т.П.Беликова, М.И.Емельянова– Старый Оскол, 2004.– 336с.

  2. Гаврилова, И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду/И.Г.Гаврилова – СПб.: Детство-Пресс, 2008. – 160с.

  3. Пантелеева, Л.В. Музей и дети/ Л.В.Пантелеева –  М. 2000. – 178с.