Евразийский
научный
журнал
Заявка на публикацию

Срочная публикация научной статьи

+7 995 770 98 40
+7 995 202 54 42
info@journalpro.ru

Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правовой регламентации

Поделитесь статьей с друзьями:
Автор(ы): Мусханова Элина Асланбековна
Рубрика: Юридические науки
Журнал: «Евразийский Научный Журнал №5 2018»  (май, 2018)
Количество просмотров статьи: 1637
Показать PDF версию Принудительные меры воспитательного воздействия: проблемы правовой регламентации

Мусханова Элина Асланбековна
магистрант направление подготовки 40.04.01. Юриспруденция
ФГБОУ ВО "Чеченский государственный университет"

Аннотация: Раскрываются некоторые проблемные вопросы правовой регламентации принудительных мер воспитательного воздействия, применяемых к несовершеннолетним, совершившим преступление.

Ключевые слова: Преступность несовершеннолетних, применяемые несовершеннолетним; принудительные меры воспитательного воздействия.

В уголовном законодательстве Российской Федерации для несовершеннолетних, совершивших преступление, предусмотрен специальный институт — принудительные меры воспитательного воздействия. Среди задач этого института — исправление, воспитание несовершеннолетнего, совершившего преступление, его позитивная социализация, формирование положительных навыков и привычек, предупреждение совершения им новых преступлений . определении

Принудительные меры воспитательного воздействия характеризуют несколько признаов:

1) они подростковой могут быть зрения назначены одновременно с обвиняемого освобождением лица назначении от уголовной ответственности, исполнение а значит, являются альтернативой испытательного привлечения лица к вред ответственности;

2) они наряду не равнозначны уголовному наказанию, сроки поскольку не ставят несовершеннолетнего помощью в положение осужденного, моральные не создают судимости и подростков не могут рассматриваться как применением наказание;

3) они уголовное назначаются только ранее определенной категории лиц, всего совершивших общественно опасное данной деяние, — несовершеннолетним,с учетом меры особых целей характер воздействия на них;

4) основной пропагандирует целью их применения является является воспитание (перевоспитание) лиц, меры продемонстрировавших свое асоциальное перед поведение посредством совершения лишение общественно опасного деяния. Преследуя отношении цель исправления несовершеннолетнего, применение суд при применении суде указанных мер этих воздействует на несовершеннолетнего прежде всего года путем убеждения, остальным доведения до его категории сознания понимания недопустимости зрения совершения преступлений;

5) они внутрь являются принудительными, поскольку практике назначаются независимо от желания форму или согласия иного несовершеннолетнего или своим его законного своих представителя.

Некоторые исследователи считают недопустимым сводить принудительные меры воспитательного воздействия к педагогическим .Не оспаривая факта направленности указанных мер на более широкое социальное воспитание, следует признать наличие в них репрессивной (карательной) составляющей в силу уголовно-правового характера. Такого мнения придерживается Э.Л. Биктимеров, считающий, что «...принудительные меры воспитательного воздействия представляют собой меры государственного принуждения, применяемые судом и оказывающие на несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, карательно-воспитательное воздействие, не являющееся уголовным наказанием».

На мой взгляд, отечественному законодателю необходимо более интенсивно применять положительный опыт зарубежных стран, где меры воспитательного воздействия применяются эффективнее. Например, в ФРГ перечень мер воспитательного воздействия включает в себя обязанности соблюдать указания о месте пребывания, проживать в семье или в социальном учреждении, поступить на учебу или на работу, выполнять определенную работу, находиться под руководством и наблюдением определенного лица, принимать участие в курсе социального тренинга, в изучении правил дорожного движения; обязанность примириться с потерпевшим и ряд других. Заслуживает особого внимания одна из концептуальных идей немецкого уголовного права — примирение с потерпевшим (§ 46a УК ФРГ), применяемое также в ювенальном уголовном праве. Указанное действие заключается в возмещении причиненного вреда полностью или в значительной части, либо в серьезном стремлении лица возместить вред, либо в возмещении ущерба в ситуации, когда это предполагает значительные личные затраты или личный отказ от чего-либо.

Во Франции применение принудительных мер воспитательного воздействия регулируется специальным законом о несовершеннолетних — Ордонансом о правонарушениях несовершеннолетних от 2 февраля 1945 г. В перечень таких мер включаются передача родителям, опекуну, лицу, под надзором которого он находился, или лицу, достойному доверия; помещение в государственное или частное учебное или профессионально-техническое учреждение; помещение в медицинское или медико-воспитательное учреждение; помещение в государственное воспитательно-исправительное учреждение; передача в службу помощи детству; передача в интернат для малолетних правонарушителей школьного возраста.

или другой законный представитель (если это не окажется непродуктивным), и по возможности предоставляться защита, реституция и возмещение вреда потерпевшему" .

В соответствии с ч. 2 ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: предупреждение; передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа; возложение обязанности загладить причиненный вред; ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего; помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. Данные правоограничения ориентированы на нейтрализацию развития опасных свойств личности несовершеннолетнего и создание условий для благоприятного течения воспитательного процесса. Их следовало бы дополнить обязанностями пройти курс социально-психологического тренинга, запретами контактов с определенными лицами, посещения определенных мест. К несовершеннолетним могут быть применены и такие меры безопасности, как принудительное лечение от алкоголизма или наркомании, наблюдение у врача, посещение специальных курсов психотерапии и иные мероприятия, способствующие нейтрализации криминогенных свойств личности и ее социальной адаптации.

Среди мер воспитательного воздействия в российском уголовном законе есть и мера восстановления — «обязанность загладить причиненный вред». Н.В. Щедрин и Н.А. Никитина полагают, что предупреждение в текущей редакции ч. 1 ст. 91 УК РФ трудно отнести к мерам уголовно-правового характера. О степени эффективности принудительных мер уголовно-правового воздействия свидетельствует уровень рецидива среди лиц, на которых было направлено их применение. Анализ эффективности применения принудительных мер воспитательного воздействия следует проводить с учетом удельного веса общественно опасных деяний, совершенных подростками повторно после их применения. Однако необходимо принимать во внимание, что имеющиеся низкие показатели рецидива частично объясняются применением мер воспитательного воздействия к той части подростков, которая совершает в массе своей незначительные преступления и не представляет большой угрозы для общества.

Целесообразно разработать и принять Федеральный закон, регулирующий вопросы применения принудительных мер воспитательного воздействия и устанавливающий порядок взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций в сфере воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Необходимо законодательное закрепление комплексной юридической и педагогической характеристики содержания каждой принудительной меры воспитательного воздействия и выработанных практикой критериев индивидуализации ее применения.

Таким образом, международные стандарты и рекомендации, позитивный зарубежный опыт и объективные реалии являются факторами совершенствования российской системы наказаний и принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних. В первую очередь необходимо усилить профилактическую составляющую и расширить спектр альтернативных наказанию мер ввиду их высокого исправительного потенциала, уголовно-правовых мер, альтернативных лишению свободы. В силу педагогического содержания они создают лучшие в сравнении с уголовным наказанием условия для развития положительных качеств личности.

Литература:

  1. Колониченков Р.А. Уголовная ответственность несовершеннолетних: вопросы законодательной регламентации и назначения наказания: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009.
  2. Попандопуло В.В. Преступность несовершеннолетних: состояние, функции, последствия, социальный контроль: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
  3. Криминология: учебник / под ред. В.Н. Бурлакова, Н.М. Кропачева. СПб., 2002.
  4. БельцовД.В. Уголовная ответственность за преступления несовершеннолетних и против несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2008.
  5. Кобзарь И.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних по новому уголовному законодательству: дис. ... канд. юрид. наук. М., 1998.